Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Алгоритм разработки и внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях

Качества новой школы

Часть 9. «Кружки качества» и группы совершенствования качества образования

1. Еще одним важнейшим принципом TQM является принцип «Вовлечение персонала» во все процессы руководства организацией. Понимание, а самое главное внедрение этого принципа в повседневную деятельность, можно назвать высшим пилотажем менеджмента компании.
Вместе с тем этот принцип находится как бы в противоречии с первейшим принципом «Лидирующая роль руководства». Ведь еще Эдвардс Деминг мудро определил, что 98% всех проблем компании зависит от деятельности руководства. И, тем не менее, без этого вроде бы «демократического принципа» деятельность компании будет не эффективной и не конкурентоспособной. Необходимость обязательного участия всего персонала в процессе руководства заложена в точном соответствии с философским понятием антиномичности, «истина - в противоречиях» (В.В. Розанов).

2. Кто, как не исполнитель, знает лучше всего всю специфику выполнения конкретной процедуры в технологической цепочке основного процесса? Работник, так сказать, по определению владеет всей, до мелочей, необходимой информацией об особенностях сырья, комплектующих, требуемых ресурсов, оборудования и всего технологического процесса. Он несет персональную ответственность за качество выполнения соответствующей процедуры, этапа или всего процесса. От его профессионализма, мотивации и неформального отношения к выполняемой работе напрямую зависит результат выполнения конкретной процедуры процесса и качество готовой продукции. Большинство организаций занимаются массовым изготовлением сложной продукции или оказанием комплексных услуг для потребителя. Это подразумевает наличие у компании отдельных структурных подразделений, включенных в цепочку поэтапного изменения сырья в процессе его превращения в изделие. И, как мы уже отметили ранее (см. шаг № 8), для согласования запросов внутренних потребителей к внутренним поставщикам, руководство продвинутых компаний развернуло движение под названием «кружки качества», «группы совершенствования», «группы улучшения».

3. Хотелось бы сразу отметить, что формирование и делегирование необходимыми полномочиями членов «кружков качества» не следует понимать исключительно как перекладывание руководством своих обязанностей на исполнителей. Вот что по этому поводу отметил Каору Исикава: «Многие фирмы во всем мире следуют по примеру Японии и создают «кружки качества». Боюсь, что многие из них распадутся, если не отнесутся серьезно к концепции TQM, и не будут вовлекать в управление качеством руководство высшего и среднего звена и работников центрального аппарата». Но одновременно с этим хотелось бы привести цитату другого японского практика Коносуке Мацушита: «Менеджмент – это искусство плавной передачи идей высшего руководства в руки рабочих». Отсюда следует, что только при балансе обеих позиций можно достичь требуемого потребителем уровня качества готового продукта или предоставляемой услуги.

4. Говоря о создании «кружков качества» в системе образования, в частности в школе, следует ясно представлять все основные процессы, уровни и этапы их реализации. Например, важно четко разделять такие уровни как начальная школа, средняя школа и старшая профильная школа. Такое деление является не условным, а базируется на психолого-возрастных, профориентационных и личностных особенностях и отличиях учащихся. А значит формирование и программа деятельности школьных «кружков качества» должны осуществляться с учетом такого системного деления. Что касается этапов, то тут немного, а если честно, даже намного сложнее. Для этого руководство школы совместно с потребителями сначала должны определиться с основными процессами образовательной деятельности в данной конкретной школе. Да, именно так, как нет одинаковых кошечек, так и школы могут и должны различаться по перечню и технологиям реализации своих основных образовательных процессов. Например, так, как отличаются школы с художественно-эстетическим уклоном от школ с физико-математическим или социально-гуманитарным профилем. Но гораздо более серьезные отличия будут у школ, реализующих сформированные личностно-ориентированные образовательные процессы на основе анализа возможностей учащихся и оценки запросов потребителей. Для выполнения таких программ требуется серьезная и целенаправленная помощь консультанта.

5.В принципе, для школы, ориентированной на разработку и внедрение собственной системы менеджмента качества, можно порекомендовать сформировать порядка 8-12 «кружков качества» примерно такой направленности и условными названиями:

диагностики способностей и мониторинга личностного развития;

• трудового воспитания и самообслуживания в мире новых технологий;

• психологии семьи и коммуникационных отношений;

• музыкального образования и художественно-эстетического воспитания;

• спортивно-оздоровительного совершенствования;

• духовно-нравственной и социально-философской ответственности;

• самоменеджмента и основ предпринимательства;

• начального этапа социально-личностного развития;

• русского языка, литературы и истории России;

• логики и прикладной математики;

• естественнонаучного познания законов природы и экологии;

• основ экономико-правовых знаний и международных отношений.


6. В приведенном выше перечне можно выделить как общешкольные процессы обязательные для всех (первые 8 направлений), так и процессы индивидуального развития, основанные на обнаружении, выделении, гармоничном развитии и совершенствовании личностных особенностей, способностей и возможностей каждого конкретного учащегося. В такой парадигме образования совсем иное значение приобретает роль педагога. Для выполнения новых задач нужен скорее Учитель-тьютор, Учитель-практик, Учитель-советник. Учитель способный и готовый стать старшим другом, наставником и помощником учащемуся в определении его профессиональной ориентации, выборе будущей специальности и формировании траектории личностного развития и совершенствования.

7. При формировании соответствующих «кружков качества» объединение педагогов происходит на принципах отраслевой направленности, единых подходов и отношений к учащимся, технологий активного обучения и методик эффективного саморазвития. Напомним, что оптимальной является группа из 5-7 педагогов, которая собирается на свои рабочие встречи один раз в неделю (1-1,5 часа). Каждая из групп должна ясно видеть свое место в сложной цепочке внутренних школьных поставщиков и потребителей комплексной образовательной услуги по формированию личности выпускника, способного к самостоятельной взрослой жизни. «Образование - для деятельности» - вот главный принцип парадигмы личностного развития. Это значит, что для оценки качества осуществляемых операций, процедур и этапов образовательных процессов следует выработать индикаторы усвоения умений, выработки навыков и формирования соответствующих компетенций.

8. Умение эффективно взаимодействовать со своими внутренними поставщиками и потребителями, а при необходимости и с представителями всего внешнего окружения, включая, в первую очередь, родителей учащегося или лиц их заменяющих, создает необходимые условия для достижения высокого качества образовательного процесса. «Кружки качества» выполняют функции, как внутренних потребителей, так и внутренних поставщиков. В первом случае они устанавливают к внутренним поставщикам минимальные количественные требования (индикаторы) входного контроля к параметрам ЗУНов учащегося, необходимым для качественного освоения им программы очередного этапа образовательного процесса. И это должны быть измеримые, и признаваемые всеми другими участниками образовательного процесса, индикаторы достижения конкретным учащимся соответствующего этапа или очередной ступени на траектории его личностного развития.

9. Возможные варианты траекторий развития, соответствующие индивидуально-личностным способностям, возможностям и особенностям учащегося, изначально определяются специалистами «кружка качества» под условным названием (см. выше) «диагностика способностей и мониторинга личностного развития». Но далее, на основании результатов постоянного мониторинга развития способностей учащегося и оценки достижения им заявленных целей проекта личностного развития, вариант траектории может подвергаться коррекции, в том числе и кардинальной. Свою оценку продвижения учащегося по предложенной траектории (эффективность и скорость приобретения умений и навыков) дают педагоги «кружков качества», непосредственно работающие с данным учащимся. Данные индикаторы носят характер внутреннего контроля эффективности освоения учащимся соответствующего уровня (этапа) образования. Все изменения регулярно фиксируются в личном портфолио достижений учащегося, доступном для родителей и педагогов окружения ребенка. И таким образом осуществляется весь образовательный процесс от первого этапа до последнего.

10. Концепция индивидуально-личностного развития закладывает признание того, что скорость освоения различными учащимися одних образовательных программ будет также различной. А значит, у педагогов и родителей не должно быть привычного механизма сравнений учащихся друг с другом по пятибалльной шкале. В качестве оценки успешности освоения компетенции следует использовать качественный подход: умеет применять (+) или не умеет применять (-). Результатом освоения соответствующего этапа образовательного процесса будет сумма (количество) освоенных учащимся всех запланированных компетенций.

Просмотров: 5770 | 22 февраля 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть