Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Алгоритм разработки и внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях

Качества новой школы

Часть 10. Школа, ее окружение и реализация принципа «системный подход»

1. Вдруг вспомнился старый советский шлягер: «О любви не говори, о ней все сказано!». Практически такими же словами можно говорить о роли Школы в обществе и ее значимости для государства. Все базируется на школе. И хотя принятыми законами и нормативными актами прописаны исключительно утилитарные функции учреждения допрофессионального образования, на самом деле, все гораздо шире. В реальных условиях школа – это центр жизни любого, более-менее относительно, крупного поселения, будь-то деревня или городок, столица региона или село. Именно школа, а не Дворец культуры (сколько их еще осталось?), не больница и конечно не администрация поселения, местный орган исполнительной власти. Почему? Да все потому, что каждый взрослый когда-то учился в школе, про которую ему говорили, что школа – ваш второй дом. И для многих в свое время, наверное, так на самом деле и было. Добрые чувства граждан к этому государственно-общественному институту перевешивают в сумме теплое отношение ко всему остальному вместе взятому.

2. Какие только задачи не приходится решать учителям и директору школы. И не только классическую задачу обучения учащихся предметам школьной программы во всех ее разнообразных проявлениях. Школа – это своеобразная палочка-выручалочка органов исполнительной власти всех уровней. В сельской местности учителя и учащиеся – бесплатная рабсила на уборке урожая, а в городских населенных пунктах без них не обходится ни один субботник по уборке не закрепленных за предприятиями территорий. Здесь второе место работы врачей, милиционеров, военкомов, пожарников, продавцов всяких товаров и продуктов питания. Спортивные залы по вечерам и выходным заполняют взрослые всех мастей, в столовых проводят свадьбы и поминки, в актовых залах торжественные мероприятия и собрания. По классам школы не устают ходить коммивояжеры книг, персональных компьютеров, услуг Интернета, мобильной связи, всего такого, о чем и никогда не подумаешь. А что касается организации и проведения выборов депутатов любого уровня, то где еще их проводить? И через кого, как ни детей пробивать в сознании родителей, бабушек и дедушек «правильный выбор при голосовании». На подарках для школы, любимых учителей и директора, включая репродукции картин художников, висящих практически в каждой второй школе, неплохо наживаются новые коммерсанты. А чуть ближе к весне, директоров школ начинают осаждать звонками руководители учреждений профессионального образования.

3. Но все же, основная, как во временном, так и в бумажном выражении деятельность школы приходится на заполнение, оформление и своевременное представление десятков самых различных форм, отчетов, актов, заявок по таким адресам и запросам от всевозможных организаций, о которых ранее и не слышали. Притом, что все это нужно предоставить не только в бумажном, но и в электронном виде – у нас же век компьютеров… Теперь, чтобы получить причитающиеся ресурсы и средства школа должна участвовать в тендерах, объявлять и проводить конкурсы, заключать договора, отчитываться, перед каждым пожелавшим участвовать в проверке, за каждый с боем вырванный у финансистов или попечителей рубль. Сегодня директор, да и все его замы тратят до 80% рабочего времени на работу, которая никак не связана с образованием. Как там, в русской пословице: «У семи нянек дитя без глазу», так и с качеством российского образования. По независимым данным, полученным по результатам международных исследований PISA в 2000, 2003 и 2006 годах, качество знаний наших учащихся находится на 33-38 местах из 47 стран мира, по математике, чтению, естественнонаучной грамотности.

4. У руководителей нашего государства нет иных источников дохода кроме продажи за рубеж нефти и газа, отданных в безвозмездное пользование самим себе. При этом средств стабилизационного фонда, который в течение восьми лет формировался из прибыли от продажи сырья, не хватает на поддержку в течение полугода остатков российской экономики. В самой богатой стране мира денег нет на самое важное и первостепенное. Денег не хватает даже на зарплату, минимальной уровень которой подняли только для вспомогательного персонала. Конечно, все школы находятся в разных условиях, хотя все идет к тому, что скоро эти условия станут совсем одинаковыми – «на уровне плинтуса». Свою роль играет доведенный до школ норматив бюджетного финансирования (НБФ). При этом никому не объяснили на основании каких параметров финансистами был проведен расчет НБФ и откуда взялись корректирующие коэффициенты. Поэтому в ближайших планах правительства все бюджетные организации перевести в автономные учреждения. Скоро мы будем, как в осеннем лесу, слышать только «АУ! АУ!! АУ!!!» И значит, что уже совсем скоро директора и завучи школ будут осваивать как «Отче наш!» основные принципы руководства организацией в условиях рынка. Придется учиться, не только по счетам платить, но и, например, выставлять счет за предоставляемую информацию, которую запрашивают эти самые различные организации. А может быть и предъявлять счет родителям за то, что его ребенок достиг каких-то высот в освоении образовательных программ основного уровня.

5. Но это в будущем, пусть и не очень отдаленном. Нам же, для начала, следует нарисовать картину или простыми «детскими рисунками» изобразить схему потоков материальных, информационных, людских ресурсов. Ресурсов, которые проникают в Школу (внешние 1), которые формируются в Школе (внутренние) и которые, преобразуясь, выходят из Школы (внешние 2), чтобы воздействовать на организации, являющиеся ее партнерами. Для образного представления, как могла бы выглядеть такая схема, предлагается авторская модель «пирамиды-волчка», которая была специально разработана пять лет назад, чтобы показать принципиальное отличие двух разных типов руководства: административного управления (образ «пирамиды») и эффективного менеджмента (образ «волчка»).

6. Новые времена рождают новые слова и новые понятия. Еще лет 12-15 назад в России практически незнакомыми были, активно вошедшие сегодня в наш лексикон, слова «менеджер» и «менеджмент». Почему изучению менеджмента у нас не уделяется все еще должного внимания? Мне кажется потому, что у основной части общества, включая и тех, кто находится во властных структурах регионального и муниципального уровня, еще до конца не закрепилось осознание прошедших в России рыночных перемен. Плюс ко всему, сохраняющаяся в доступных для массового читателя изданиях, путаница в определениях «менеджер» и «управленец». Для россиян адекватным переводом слова «менеджер» являются слова «управленец» и «управляющий». Так «Словарь иностранных слов и выражений» (авт.-сост. Е.А. Зенович) дает следующие определения слова «менеджер»: 1) в современном производстве – специалист по управлению (руководитель предприятия, фирмы, организации, различного рода управляющий); 2) предприниматель в спорте и шоу-бизнесе, организующий профессиональную деятельность спортсменов, артистов, музыкантов. То, что эти определения в принципе не одно и тоже, до конца для себя не уяснили даже некоторые ученые. Попытки ряда издателей, ученых и специалистов приравнять эти, на мой взгляд, довольно различные понятия, вызывают у людей только непонимание и раздражение засильем русского языка иностранными словами.

7. Рассмотрим организационную структуру обычного предприятия, которую, в точном соответствии с У.Ф. Тейлором, принято изображать как иерархическую пирамиду, в основании которой находятся рядовые исполнители, а на ее вершине незыблемо, как на гранитном постаменте, восседает или гордо (для самого себя) возвышается фигура управляющего организацией. Однокоренным и самым близким в российском понятии слову «управленец» является «правитель», как хозяин и властитель, «имеющий право» на все, что есть в этой организации и готовый в случае чего учредить «управу» и даже «расправу». На такую вершину-управленца кроме «высших сил» сверху никто не давит, а вот она прессует «нижестоящих» со всей мощью геометрической прогрессии (принцип руководства сверху вниз). Если своих замов, им же назначенных, такой «царь горы» еще замечает, то подчиненных на нижних уровнях пирамиды он не чувствует почти совсем. Этот принцип действует в большинстве случаев и сегодня, только назначают управленцев уже члены другой партии. Особенно это касается бюджетных учреждений и бывших государственных организаций, волею формально исполненных законов приватизации, ставших ОАО, ЗАО или ООО.

8. Внешне незыблемая статичность (мертвый покой) пирамид доказана как миллионами лет развития самой природы (горы), так и результатами тысячелетней истории человечества (строительство пирамид шло и идет по всему миру). Но никто не помнит, чтобы уже построенная пирамида могла бы достраиваться дальше. Наоборот, уже на другой день после завершения ее строительства или торжественного открытия, начинают действовать процессы разрушения, будь то природные горы или созданные руками людей пирамиды (посмотрите, что стало с уральскими горами или египетскими пирамидами). И что самое важное для понимания, процесс разрушения всегда начинается с вершины пирамид. Именно возлегающие на самом верху камни гор и пирамид подвержены максимальному воздействию всех факторов природы и общества. Сегодня ты на вершине, а завтра, после камнепада, устроенного внешними силами, уже у основания пирамиды.

9. Посмотрим на все философски, а именно с точки зрения такого философского принципа как «антиномия», означающего, что в нашей жизни в постоянном противоречии находятся крайние противоположности какого-нибудь явления. Василий Розанов, известный русский философ определил: «Истина – в противоречиях». То есть, если мы видим белое, то где-то рядом обязательно есть черное. Другими примерами антиномичности являются свет и тьма, жизнь и смерть, движение и покой, ноль и единица, добро и зло, начало и конец, да и нет и т.д. Таким образом, с философской, а значит с точки зрения мудрого восприятия жизни, любая модель состоит из крайних позиций, отличающихся противоположными качественными параметрами. Какая же фигура будет полной противоположностью пирамиде?

10. Качественной альтернативой статичной довлеющей сверху вниз пирамиде может служить противоположная геометрическая фигура – пирамида, перевернутая с основания на вершину. Но такое положение фигуры будет очень неустойчивым. Единственным условием, когда перевернутая пирамида будет значительное время находиться в вертикальном положении (если не принимать всерьез различные подпорки или закапывание вершины, подобно страусу, закапывающему голову в песок) будет ее вращение вокруг своей оси на твердой поверхности. Такая фигура похожа на прообраз любимой с детства игрушки – динамичную юлу, но автору больше нравится такое название как «волчок». Почему волчок? Во-первых, волчок – полная противоположность пирамиде, и он опирается не на основание, а на вершину, на острый ум лидера организации (управление снизу вверх). Во-вторых, потому, что волчок – это вращающаяся игрушка, но чтобы ее раскрутить, надо затратить определенную энергию. И, в-третьих, волчок – фигура, которая находится в вертикальном состоянии только в процессе движения. И, наконец, в-четвертых, если статичная пирамида символизирует покой, а значит Смерть, то вращающийся волчок – есть символ Жизни: «Хочешь жить – умей вертеться!»

11. Таким образом, как требуют законы философии, на шкале явления «руководство организацией» в противоположность полюсу иерархической «пирамиды» управления появилась другая крайняя точка – «волчок» эффективного менеджмента. Поверхность, на которую опираются своим основанием или острием различные организации, можно определить как поле ресурсов, ибо все основные ресурсы (нефть, газ, минеральные ископаемые, чистая вода) находятся в земле. Поле ресурсов можно условно представить как законы и финансовые ресурсы государства и учредителей, договорные отношения с поставщиками, кредитные отношения с финансовыми структурами ит.п. Тогда как все пространство над поверхностью ресурсов данной моделью определяется уже как общество, из составных слагаемых которого (из людей) и создаются организации, как по типу пирамиды, так и по типу волчка. Общество не однородно, более того, в нем в процессе постоянного формирования и разрушения находятся различные группы, объединенные схожими интересами и запросами, то, что в рынке принято называть потребителями. Таким образом, каждый человек, в принципе, может выбрать для себя такую организацию, деятельность которой наиболее соответствует его природной мотивации и удовлетворению его личных потребностей (по пирамиде Маслоу).

12. А теперь постарайтесь изобразить на листе формата А3 схематично, но объемно, как будто используете 3D-программу, картину своего внешнего окружения. Применяйте различные условные изображения, например, пирамиды и волчки для обозначения организаций, широкие стрелки со значком Е для обозначения потоков материальных ресурсов, стрелки в виде молнии и со знаком I – при представлении информационных ресурсов, рисунки человечков для обозначения людских ресурсов. Группы основных заинтересованных лиц можно изображать самыми различными фигурами (звезды, ромбы, круги, овалы и др.), например потребителей можно рисовать в виде звезд. Продукт, который изготавливает организация, лучше изображать в виде квадрата. Привлеките к созданию рисунков всю команду изменений, чтобы составить схемы разного уровня взаимодействия со своим окружением: грубого, общего системного и тонкого стратегического. Постепенно, в зависимости от того, насколько точно вы хотите решить уравнение с увеличивающимся количеством неизвестных, включайте в его формулу дополнительные уточняющие коэффициенты и слагаемые тонкого взаимодействия с потребителями, поставщиками и партнерами из дальнего окружения.

Просмотров: 4606 | 28 февраля 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть