Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Алгоритм разработки и системы менеджмента качества в образовательных учреждениях

Качества новой школы

Часть 11. Пишем то, что надо делать, и делаем то, что сами написали

1. В нашем обществе давно уже сложилась такая система, что «первым делом, первым делом сдать отчеты, ну а качество, а качество – потом». О том, чтобы переделать систему – так, конечно, вопрос не стоит. Но в нашем проекте, к документированию должно быть иное отношение. А именно, сначала Дело, и лишь потом документальное описание всего того, что сделали. Не помню, у кого я прочитал следующую, наверное, слишком откровенную фразу, но которая, на мой взгляд, правильнее всего отражают существо вопроса: «Писать, как и писать, надо тогда, когда уже совсем приспичит». В очередной раз пример от наших японских учителей из компании Тойота. Оформлять документально свою TPS (Производственную систему Тойоты) они начали даже не тогда, когда ее уже создали и полностью обкатали в течение 10 лет при разных режимах производства. Стали ее описывать в 80-е годы ХХ века, когда решили выйти на международный рынок и создавать филиалы по сборке автомобилей в других странах мира, начиная с Северной Америки.

2. О чем, так сказать идет речь? Ведь уже на первых шагах мы обговаривали, что первым делом нужно сформулировать и прописать миссию, видение и стратегию предприятия, решившего всерьез заняться качеством. А теперь, как будто сами себе противоречим? Конечно же, нет. Речь как раз идет о том, что пока организация полностью не завершит всего процесса запланированных изменений в части перехода на новую систему качественного менеджмента, о составлении отчета о проделанной работе не стоит даже и думать. При этом не только одного основного процесса, но и всех процессов управления и вспомогательных процессов в общей системной взаимосвязи. А как вы понимаете, это дело отнюдь не одного года, а как минимум 3-4 лет программной работы в соответствие с принятым проектом.

3. Опять же, выполняя мероприятия проекта, запланированные и прописанные в стратегии организации, будут издаваться приказы о наделении полномочий и об ответственности руководителей, о контроле за выполнением в срок тех или иных поручений. Наверняка будут разрабатываться необходимые локальные акты, заслушиваться промежуточные отчеты о ходе выполнения проекта, постоянно согласовываться м корректироваться мероприятия разных структурных направлений и подразделений. Без этого дело просто не пойдет. Говоря о праве «вето», накладываемым руководством на «бумаготворчество», речь касается оформления отчетов о результатах деятельности. Преждевременного, то есть, досрочного их оформления. Поскольку, как только компания начинает оформлять отчет, завершаются все процессы реальных изменений. У сотрудников появляется двоякое чувство: во-первых, успокоенность, что наконец-то завершился очередной насильственный проект над лучшим в мире образованием. И, во-вторых, разочарование от того, что и этот проект, основанный на лучших международных принципах, ничего хорошего не дал Школе, а ведь прошло почти полгода!

4. Именно так, в основном, к сожалению, действует большинство аккредитованных организаций, занимающихся так сказать аудитом и сертификаций организаций, «сформировавших системы менеджмента качества» на соответствие их либо международным стандартам, либо ГОСТ Р ИСО 9001:2001. Имеются уникальные случаи, когда «независимые» эксперты, совершая суточные (!) аудиты по учреждениям, участвующим в сертификации учреждений по спецразнарядке, с изумлением отмечали, что вся процедура заняла от силы два-три месяца. И что руководство этих учреждений не то, что не прослушало все занятия, а даже не встречалось с консультантами и экспертами. Между тем, каждое учреждений из этой когорты «особых» теперь имеет сертификат, копия которого в красивой рамочке красуется в приемной руководителя. Такой чисто китайский подход, безусловно, изобретение, но от него будет мало толку. Скорее, наоборот – у сотрудников появилось полное отторжение к СМК и отрицание возможной пользы от деятельности по освоению принципов TQM и разработке собственной системы качественного менеджмента.

5. [/b]. А также различные диаграммы, графики, карты, схемы, матрицы, способные образно проиллюстрировать соответствующие количественные показатели и протекающие изменения. Но создавать документы следует не ради документов, то есть не из-за требований стандартов серии ИСО 9000. И тем более не по меркам и стандартизированным формам, придуманным когда-то и кем-то для своих специфических условий. Такие формы могут стать прокрустовым ложем смерти для возрождающейся организации.

6. Итак, мы условились, что документы мы создаем для себя, точнее для организации более эффективной работы, а не для проверяющих и контролирующих органов. Тем более что данный проект является инициативным, и никакие бюджетные средства на него не выделялись. Значит и формально за его результаты ни перед кем не надо отчитываться. Поэтому, при создании тех или иных документов, у ответственных исполнителей нет задачи извести как можно больше бумаги, чтобы показать значимость сделанной работы. Более того, как показывают результаты научных исследований психологов, оптимальной, для позитивного восприятия получателем, является информация, представленная на 1 (одном!) листе бумаги. Именно такое условие ставят в Тойоте перед разработчиками различного рода инструкций, руководств, перед внутренними поставщиками, представляющими на утверждение акты, отчеты, формы записей и т.д.

7. Таким подходом определяются конкретные требования к качеству поставляемой информации. В частности следующих ее основных критериев:
- уместность (релевантность), т.е. непосредственная связь с данным вопросом;
- понятность;
- достаточная точность;
- полнота;
- достоверность;
- краткость;
- своевременность;
- получение нужным лицом;
- ценность информации должна превышать затраты на ее создание


Безусловно, нельзя ожидать, что вы сразу же добьетесь хороших результатов в новом формате документообеспечения. Но с каждым разом, так сказать, от документа к документу у вас будет вырабатываться умение представлять всю необходимую информацию на 1 листе бумаги. Кстати, можно начать с листа формата А3 (двойной А4), на котором вы должны размещать лаконично не только текстовую информацию, но также графики, диаграммы, таблицы и фотографии, если это необходимо для наглядного, достоверного и полного представления данных в процессе непрерывного совершенствования. Цель одна – повысить общую информированность персонала. Ибо, как утверждает Жан Карнизон, генеральный директор SAS, «люди, обладающие достаточно полной информацией, не могут уклоняться от ответственности».

8. Важнейшим наглядным документом представления образовательных процессов предприятия является графическое оформление процесса в виде блок-схемы. При рисовании блок-схемы применим уже известное правило – решать задачу с конца. В первую очередь, начните с определения завершающей операции или выхода процесса на конечного потребителя и затем последовательно задавайте один и тот же вопрос «Какая операция была непосредственно перед этим?» Двигайтесь назад от последнего этапа (от портрета выпускника) к первому до тех пор, пока вам не поймете, что достигли состояния «А помнишь, как все начиналось?» (1 сентября 11 лет назад). Построение блок-схемы учебного процесса путем движения от последней операции к первой, - это мощный способ понимания того, как на самом деле выглядят наши процессы и стандарты. Помимо графического представления последовательности выполнения операций и переходов между исполнителями, можно применять для оценки длительности цикла и возможных вариантов процесса выявление шагов, не добавляющих ценность в образовательный процесс. Зачастую оказывается, что время, затрачиваемое на выполнение ненужных шагов, превышает время выполнения операций, приносящих ценность, как принято у нас говорить – «в разы!»

Просмотров: 6284 | 5 марта 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть