Мы знаем как важно для здоровья правильное питание. Поэтому от того как хозяин составил меню и порядок блюд зависит и общий итог нашего информационного обеда. А значит и выбор блюд (приглашение практикующих теоретиков) на обед (вопросы и темы для совместного обсуждения) за столом – сложнейшая задача хозяина (ведущего круглого стола).

Нам очень повезло, что роль хозяина первого круглого стола взял на себя Андрей Кудряшов. Он не педагог в классическом понимании этого слова, но он педагог по Духу и Делу. Делу, потому что является активно раскручивающимся ведущим самых востребованных семинаров и курсов по сложнейшим вопросам эффективного производственного менеджмента. А по Духу – ему, как и настоящим Педагогам, не безразлична судьба российского образования.

Личная гражданская позиция и богатый профессиональный опыт работы участников Круглого стола, подсказывает нам правильные направления и инструменты необходимых коренных изменений в российском образовании.

Круглый стол – удобное место для встречи друзей, коллег и партнеров. Это место, где много разнообразной и вкусной еды. Интересная информация – это для пытливого ума очень важная и нужная пища.

Круглый стол авторов сборника «Город Качества-2009»

Круглый стол

Тема круглого стола: Проблемы качества в образовании.


Кудряшов Андрей: Критерий любой реформы в образовании может быть один – улучшение качества образования. Если реформа не даёт улучшения качества образования – то это антиреформа. А любая антиреформа, особенно в здравоохранении или образовании, имеет краткосрочную цель – геноцид российского народа, а в перспективе его исчезновении с территории Евразии.

У нас всегда раньше было замечательное образование. Традиции нашего образования находятся как это не больно всем русофобам в традициях и истории Российской империи и государства Российского. У наших специалистов всегда был хороший кругозор, хорошо работали мозги, имелась хорошая подготовка в разных областях и умение мыслить нешаблонно и самостоятельно. Именно это из наших детей пытаются выбить некоторые реформаторы образования. Догонять СССР в сфере космоса, США начали с реформы образования, признав, что советская модель является одной из лучших. Наши же реформы в образовании больше похожи на реформы ради реформ. И судя по тому, как их проводят, можно понять, что проведением реформ занимаются инопланетяне, наши учёные, наверное, сначала попробовали свои реформы на мышах. А тем временем, увеличивается количество липовых дипломов и «смешных» диссертаций, количество филиалов ВУЗов в регионах донорах постоянно увеличивается с одновременным снижением уровня качества знаний. Уходят навсегда лучшие учёные и конструктора ещё советской школы, а сможем ли мы вырастить новых специалистов такого уровня, от этого зависит - станет ли наша страна в один ряд с ведущими мировыми державами или ещё больше подсядет на нефтяную иглу или иголку (зависит от цен на нефть). В гонку нано технологий мы вступили по большому счёту с опозданием на 10 лет. Проиграть гонку высоких технологий – потерять через 10-15 лет целостность и независимость страны.

Выпускники многих ВУЗов не готовы практически работать на тех предприятиях, которые уже работают по самым современным мировым стандартам качества.

Внедрение СМК в образовании, поможет улучшить качество знаний, а значит сохранить то, что ещё осталось, восстановить всё что потеряли, перенять всё лучшее, что есть у конкурентов и «стратегических партнёров». Ведь внедрение ИСО-9001 не исключает внедрения: Бенчмаркинга, Сбалансированной системы показателей, стат методов, подхода «20 ключей», системы Кайдзен и проектного подхода. Конечно, не зря есть пословица: «Вопрошать всегда легче, чем отвечать». Но, учитывая то, что в нашем круглом столе нет случайных людей, то я думаю, мы сможем сообща найти ответы на некоторые актуальные вопросы внедрения СМК в образовании.

На открытии Массачусетского технологического института Линкольн сказал: «Лицо университета определяется библиотекой и профессурой». Численность профессорско-преподавательского состава и число молодых преподавателей у нас неуклонно сокращается с каждым годом. Растёт лишь средний возраст профессорско-преподавательского состава, сейчас это за 50 лет, через 5-6 лет он будет соответственно ещё больше. Что касается библиотек, то уже конечно нет научного коммунизма, истории партии, но я не думаю, что за годы «реформ», а точнее разворовывания страны, в институтах прошло полное перевооружение программ, пособий фондов. Средний возраст докторов наук от 63 до 74 лет! В промежутке от 40 до 50 лет – полный провал. Сегодня, даже в оборонно-промышленном комплексе численность работников уменьшается на 7% в год! Численность специалистов на предприятиях и институтах в ОПК снизилась с 1992 по 2006 в 3 раза! В других отраслях не лучше, сплошь и рядом средний возраст работников предприятий 50 лет, причём возраст ведущих специалистов – 60 лет. Даже в атомной промышленности средний возраст работников 60 лет! В оставшихся институтах средний возраст кандидатов наук – 57 лет, а докторов 67 лет. Мы практически потеряли судостроение – сейчас в год производим судов, столько, сколько СССР в один день, практически на грани исчезновения гражданское авиастроение. Директора крупнейших авиационных заводов , радуются как дети, если удаётся заполучить пару самолётов на капитальный ремонт. Завозим из-за рубежа львиную долю лекарств и продовольствия, и ещё большую долю сырья для производства лекарств. Где находится наша лёгкая промышленность, можно догадаться, зайдя на ближайший рынок или магазин. Весь автопром практически свёлся к двум заводам ВАЗу и КАМАЗу. А что будет завтра, кто придёт на производство? Менеджеры, юристы, агенты по недвижимости?

Где коллективы, которые могут спроектировать и изготовить конкурентоспособный автомобиль, станок, самолёт? Ведь не секрет, что наши даже современные танки, какими бы хорошим они ни были – вариант модернизации танков начала 60-х годов прошлого века. Сможем ли мы догнать в ближайшее время наших «стратегических партнёров» по созданию конкурентоспособных товаров народного потребления, новых технологий, развитию авионики и т.д. ? Проще говоря, проблема развития, да и просто существования нашей страны упёрлась в кадровую проблему, не решив которую мы можем оказаться жить в приграничной полосе на китайско-финской границе или на грузино-американской. Но кадровая проблема – это в первую очередь проблема качества образования!

Билл Гейтс, выступая в американском сенате, заявил о том, что если не увеличивать приток лучших мозгов в США (доля которых сейчас не менее 40%), то нет смысла говорить о конкурентоспособности страны. А у нас, всё наоборот, сколько за последние 16 лет утекло мозгов из страны, наверное и представить не возможно. Проблему утечки мозгов изучали специалисты Китая и РФ, результаты оказались очень похожи. Одними деньгами тут проблему не решить. Кроме достойной зарплаты для возвращения на родину молодые учёные и специалисты желают:
- наличие стабильности в стране и возможности самим планировать свою жизнь на много лет вперёд;
- возможность профессионального и карьерного роста;
- иметь достойное жильё.

Китай ежегодно отправляет на учёбу в США до 40000 студентов. Рядовой профессор в Пекине или Шанхае может получать более тысячи долларов, а ведущий профессор до 2,5 тыс долларов в месяц. А что у нас? При такой статистике, где будем мы, а где Китай лет через 15 - лучше не думать.

Только 10-15% процентов предприятий могут уверенно сказать, какой им специалист будет нужен через 5 лет. А через 5 лет первокурсник придёт на производство. А что мы, производственники, спрашиваем с ВУЗов, которые готовят этих самых выпускников? Ещё меньшее количество предприятий может сказать какой специалист им будет нужен через 6-8 лет. О какой смычке образования и производства можно говорить тогда вообще? Конечно, предприятиям особенно крупным и средним могут помочь «корпоративные университеты», консалтинговые компании и образовательные центры по дополнительному образованию, но это всего лишь очень хорошая вспомогательная мера.

В «среднем» образовании ещё «лучше». Десятки «новых» предметов в ущерб математике, физике, литературе, истории. Зато дополнительные занятия по основным предметам после седьмого урока, плюс репетиторство – это есть. А кому будет нужен преподаватель, как репетитор, если он успевает научить детей в рабочее время? Но это не вина педагогов, им дают сверху учебные планы и программы. Даже директор школы тут ничего изменить не может. Я не считаю, что во вступлении к «круглому столу» сгустил краски. Но, наверное, «правильное внедрение» СМК в учебном заведении позволит повысить качество знаний студентов (учеников) и значительно облегчить работу преподавателей и обезопасить (частично) «свою» школу или «ВУЗ» от произвола очередных чиновников, повысить конкурентоспособность учебного заведения.

Волков О.Г.: Не думаю, Андрей, что вы сильно «сгустил краски». Проблема качественного образования, одна из самых актуальных для государства, да и для каждой семьи. В последнее время вопросы образования свели к количественным показателям: сколько приобретено новых компьютеров, сколько школ присоединено к Интернету, сколько регионов присоединилось к ЕГЭ и др. Наверное, когда-нибудь, в соответствие с философским законом и произойдет переход от количества к качеству. Но сегодня самая большая проблема нашего топтания на месте, а значит и отдаляющего нас от стран – лидеров рыночной экономики, именно в качестве образования. И прежде всего, в школьном и дошкольном.

В чем, на мой взгляд, основная причина этого? В том, что работники образовательного учреждения понимают качество образования исключительно как выполнение базисного учебного плана или государственного образовательного стандарта через итоговую аттестацию и выдачу документов об образовании. А работодатели считают, что этому термину соответствует подготовка современного, компетентного и опытного специалиста, но обученного в основном за государственные средства.

Нестыковка запросов и предложений связана с тем, что большинство предприятий в России уже давно акционерные или частные, и действуют они, пусть по «диким», но все-таки рыночным законам, и свои деньги считать умеют. Тогда как образование до последнего времени оставалось все-таки социально-государственной функцией, а не сферой оплачиваемых образовательных услуг, спрос на которые определяется потребителем.

Можно ли, оставаясь на финансовом обеспечении государства, тем не менее, обеспечивать опережающее развитие образования? Можно! И этому множество примеров и свидетельств, из которых наилучшие и близкие нам совсем рядом – в скандинавских странах: Финляндии, Швеции, и Дании. Но в которых образование начальное звено, если хотите корни дерева государственной экономики.

Россия в 2006 году, как член ОЭСР, уже в третий раз (2000, 2003 и 2006 годы) участвовала в исследовании PISA, изучавшем обученность 15 летних учащихся в 57 странах мира. И в очередной раз, по свидетельствам организаторов, результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты по изученным направлениям: естественнонаучная грамотность (33-38 место); математическая грамотность (32-36 место) и грамотность чтения (37-40 место).
При этом, как отмечают наши аналитики, улучшений с результатами предыдущих циклов исследования не произошло, а по чтению результаты стали статистически ниже. А на каком месте скандинавские школьники? «Горячие» финские школьники уже в третий раз подряд возглавляют список самых умных и практичных из детей, да и шведы, и датчане в первой половине списка.
К чему эти данные? Да все к тем же непрекращающимся ура-патриотическим заявлениям, и прежде всего самих преподавателей школ и ВУЗов что советское, то бишь, российское образование самое лучшее в мире. Было… 30-50 лет назад в сталинско-брежневское время, в которое наши родители, да и многие из нас смогли получить качественное образование. Когда у государства были стратегические цели любой ценой быть самой сильной страной. А сила – в качестве вооружения, которое не обеспечишь знаниями «мелового периода».
Правда, кроме вооружения у нас был еще космос и балет. И все… На другое мы свои знания и умения не тратили, телогреек и кирзовых сапог хватало всем.

Свидров М. А. Стандарт ИСО 9001 вполне подходит для создания системы менеджмента качества образовательного заведения. При внедрении системы менеджмента качества 70 процентов успеха, на мой взгляд, зависит от того, как всю терминологию и идеологию разъяснит консультант, а 30 процентов – от желания образовательного учреждения иметь систему менеджмента качества, которая работает и помогает, а не формально созданную систему менеджмента качества, которая мешает и тормозит развитие. Но в любом случае, внедрение СМК в учебном заведении в соответствии с требованиями ИСО 9001, это реальный рычаг, для улучшения качества образования и повышения конкурентоспособности учебного заведения. Причём не важно, школа это, ВУЗ, ССУЗ или региональный центр (или отраслевой) для повышения квалификации.

Скачать в формате *.doc : ks_obrazov_nov_.doc [1.96 Mb] (cкачиваний: 31)

Просмотров: 16458 | 9 марта 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


кофе лавацца купить опт | Бактефорт цена здесь. | Снижение налога на прибыль подробно.

Опрос

 

Будет ли в России настоящее гражданское общество?

зачем это нам, если исторически так: «Я начальник - ты дурак, ты начальник - я дурак!»
гражданское общество - это ребенок в семье Закона и Демократии, которой нет в семье
сначала надо из себя полностью выдавить страх и пресмыкание перед властями
новая молодежь должна быть готова выйти на улицу, чтобы защищать права чужих, как свои
начать свободный и общероссийский проект под названием «Сначало было СЛОВО»


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть