Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Требования работодателей и государственный стандарт профессионального образования

Качества новой школы

Часть 2. Что приготовил нам стандарт профессионального образования?

Давайте посмотрим на стандарты профессионального образования, но с другой стороны. Сегодня в мире активно продвигается принцип непрерывного образования через всю жизнь или, как говорится в известной русской поговорке, «Век живи – век учись!» Быстро меняются технологии, ежедневно появляется новое оборудование, техника, для работы на которых нужны иные умения и практические компетенции, чаще всего на основе высшего образования. И вот тут государство само сделало первый шаг в части оптимизации учебного процесса повторного студента: разрешено перезачесть все предметы циклов общегуманитарных и социально-экономических (ОГСЭ) дисциплин и общематематических и естественнонаучных (ОМЕН) дисциплин, которые ранее были уже освоены студентом при получении им первого высшего образования.

Что это означает? А то, что разработчики стандартов честно признали, что как сами дисциплины этих двух циклов, так и их содержимое (дидактические единицы) практически никак не связаны с изучением конкретной специальности профессионального образования. И скорее всего, они носят характер, так называемого, общего развития. О каких предметах, спросите Вы, идет речь? Пожалуйста. В цикле общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, это иностранный язык, физическая культура, отечественная история, философия, культурология, социология, политология, педагогика и психология, русский язык и культура речи, экономика, правоведение. А в цикле общие математические и естественнонаучные дисциплины это высшая математика, физика, химия, экология (для гуманитариев – концепция современного естествознания), информатика.

Время, закладываемое стандартами на изучение этих дисциплин, составляет до 50% от объема всей аудиторной нагрузки студента высшего или среднего профессионального образования. Первые два курса полностью и еще почти половину третьего курса студенты изучают фактически только дисциплины этих двух циклов, и лишь предмет «введение в специальность» позволяет отличить студентов начальных курсов, обучающихся на различных специальностях. И дело не только в объеме учебной нагрузки данных дисциплин, который неизвестно кем и по каким принципам определялся. А в принципиальном подходе к их изучению. Почему-то студента, осознанно избравшего определенную специальность своей будущей профессии, как будто специально проверяют на верность и преданность своей мечте, не допуская на младших курсах до изучения основных специальных и общепрофессиональных дисциплин.

И, наоборот, за плохое усвоение дисциплин, практически никак не связанных с его будущей профессией, студента наказывают строже всего. Как показывает статистика, 80% всех отчислений студентов за неуспеваемость с первого по пятый курс обусловлено неуспеваемостью по дисциплинам ОГСЭ и ОСЕН, и только 20% – слабым освоением общепрофессиональных и специальных дисциплин. И тут правило Парето работает... Но ведь это и понятно, мотивация студента на получение выбранной специальности сильнее, чем изучение «общеразвивающих дисциплин», навязанных разработчиками стандартов высшего профессионального образования.

А теперь об этом самом общем развитии… Как только в студенческой аудитории вдруг раздастся одинокий неуверенный возглас первокурсника: «А зачем нам будущим автомобилистам (электрикам, машиностроителям, химикам-технологам, далее продолжите сами) эта ваша философия (социология, культурология, политология и т.д.)?» То в ответ от опытного преподавателя все услышат эту универсальную фразу-рекомендацию: «А для общего развития!» И сразу в классе наступает тишина, ибо, как тут поспоришь? Ведь о неразумных студентах пекутся умные государственные люди, которые хотят, чтобы студент стал не узкопрофильным специалистом, а высококвалифицированном профессионалом с общим развитием и широким кругозором. Но никому невдомек, что слова «для общего развития» являются общими словами и к развитию не имеют практически никакого отношения!

Что объективные законы, которые нельзя нарушать, есть не только в математике, химии или физике, но в биологии, медицине и психологии. И один из законов психологии, – закон полураспада знаний, – гласит, что в нашей памяти знания теории, не ставшие для студента умениями в практической деятельности (компетенциями), через 4 (четыре) недели теряют 50% своего объема. Еще через 4 недели остается 25% от изученного, а через 2,5 месяца (от итогов летней сессии к 1 сентября нового учебного года) в голове студента сохранится не более 12,5% теории! А то, что эти дисциплины «общего развития» не носят практической значимости в повседневной деятельности специалиста, мы все хорошо догадываемся.

Нет, конечно, никто не спорит и не сомневается, что все вышеназванные предметы дополнительные к основным дисциплинам специальности сами по себе не имеют практической значимости. Каждая из этих дисциплин очень даже практична, если ею заниматься как профессией. Этим профессиям обучают на соответствующих специальностях высшего образования. Только студентам и этих специальностей уготовлена такая же «интересная» учебная жизнь. Хотя я еще не слышал, чтобы студентов гуманитарных специальностей на младших курсах в обязательном порядке заставляли учить сопромат, ТОЭ, начертательную геометрию или технологию конструирования деталей и машин. А почему? Они ведь живут в век новой технологической революции, и в своей жизни постоянно пользуются радио, телевизором, мобильным телефоном, автомобилем, микроволновой печью и др.

Но все студенты иняза на первом курсе в течение года изучают высшую математику! А студенты специальностей «Менеджмент организации», «Экономика и управление по отраслям», да и других финансово-экономических специальностей целых два года (600 часов!) осваивают математику. Привожу, чтобы не быть голословным, состав дидактических единиц по математике из ГОС ВПО специальности «Менеджмент организации»:

«Математический анализ. Понятие множества. Операции над множествами. Понятие окрестности точки. Функциональная зависимость. Графики основных элементарных функций. Предел числовой последовательности. Предел функции. Непрерывность функции в точке. Свойства числовых множеств и последовательностей. Глобальные свойства непрерывных функций. Производная и дифференциал. Основные теоремы о дифференцируемых функциях и их приложения. Выпуклость функции. Неопределенный интеграл. Несобственные интегралы. Точечные множества в N-мерном пространстве. Функции нескольких переменных, их непрерывность. Производные и дифференциалы функций нескольких переменных. Классические методы оптимизации. Функции спроса и предложения. Функция полезности. Кривые безразличия.

Линейная алгебра. Системы линейных уравнений. Элементы аналитической геометрии на прямой, плоскости и в трехмерном пространстве. Определители. Системы векторов, ранг матрицы. N-мерное линейное векторное пространство. Линейные операторы и матрицы. Комплексные числа и многочлены. Собственные векторы линейных операторов. Евклидово пространство. Квадратичные формы. Системы линейных неравенств. Линейные задачи оптимизации. Основные определения и задачи линейного программирования. Симплексный метод. Теория двойственности. Дискретное программирование. Динамическое программирование. Нелинейное программирование.

Теория вероятностей и математическая статистика. Сущность и условия применимости теории вероятностей. Основные понятия теории вероятностей. Вероятностное пространство. Случайные величины и способы их описания. Модели законов распределения вероятностей, наиболее употребляемые в социально-экономических приложениях. Закон распределения вероятностей для функций от известных случайных величин. Неравенство Чебышева. Закон больших чисел и его следствие. Особая роль нормального распределения: центральная предельная теорема. Цепи Маркова и их использование в моделировании социально-экономических процессов.
Статистическое оценивание и проверка гипотез, статистические методы обработки экспериментальных данных».

Как не слабо? Что по этому поводу скажут практики менеджмента: топ-менеджеры, МВА-специалисты и руководители средних и малых предприятий? Сколько раз в день, в неделю, или даже в месяц будет пользоваться менеджер линейного или среднего уровня полученными знаниями математики в таком объеме, определенном ГОС ВПО для подготовки, а значит и для практической деятельности экономистов и менеджеров? Например, тех, что даются в разделе «линейная алгебра»?

Просмотров: 9238 | 2 апреля 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть