Вашему вниманию предлагается авторская модель философского принципа антиномии под названием модель «пирамиды-волчка». Много различных метафор и поговорок имеется у разных стран и народов. Вот некоторые из них: «две стороны одной медали», «у любой палки – два конца»; «белое и черное»; «жизнь и смерть»; «да и нет».

В менеджменте в основном известна модель У.Ф.Тейлора, являющая собой пирамидальную, иерархическую форму организационной структуры авторитарного управления. Модель уже широко используется как образовательная технология, позволяющая повысить эффективность обучения и восприятия как основных принципов философии, так и принципов качественного менеджмента. Модель является надежным инструментом для построения системы эффективного менеджмента конкурентоспособной компании.

Пирамида и волчок являются образами крайних полюсов на шкале описания типа и структуры одной из двух возможных форм, а значит и стратегии руководства деятельностью организации.

Пирамида Качества Жизни

Модель пирамиды-волчка

Базовые критерии формирования пирамиды качества своей жизни.

Изучение слагаемых (уровней) иерархии пирамиды Маслоу – первый шаг к осознанному выстраиванию собственного стандарта жизни. Стандарта, который будет проявляться в последующем действиями человека, совершающимися скорее на подсознательном, чем на осознанном уровне мышления.

Говоря об иерархии потребностей по Маслоу, само собой подразумевается, что человек самостоятельно выстраивает собственную пирамиду потребностей, начиная с базового ее уровня. При этом как бы безальтернативно предполагается, что каждый индивидуум обязательно достроит свою собственную пирамиду, завершающуюся острием вершины. Но «поход в горы своей жизни» – это процесс индивидуального определения или ограничения приоритетов своих потребностей. Поэтому у многих, наверное, из-за недостатка в знаниях в области самоактуализации или слабости и несформированности душевных порывов, процесс строительства так никогда и не завершается возведением купола своего мира.

Все меньше ярких вершин, все больше средне непонятных возвышенностей. Желания людей переквалифицировались в ярко разрекламированные физиологические потребности. Такое ощущение, что тем, кто на TV, не знакомы более высокие уровни жизни. И большинство людей завершили свое движение ввысь, так его и не начав. При этом цели (если они есть) собственного строительства сконцентрировались не на возведении ярких вершин, а ровненько растеклись по поверхности низшего уровня, ограничиваясь двумя первыми ступенями иерархии потребностей по модели Маслоу. Как пример, владельцы элитных особняков по Рублевскому шоссе, живущие за 5-метровыми заборами своего «гетто для избранных».

Почему так произошло? Для ясного осмысления основ и применения принципов самопостроения пирамиды внутренних потребностей человека, необходимо увидеть и понять роль внешних факторов. По аналогии с пирамидой Маслоу назовем эту модель «пирамидой качества жизни». Мне видится, что этот метафорический образ адекватно отвечает на вопрос: «А зачем каждому человеку заниматься самоактуализацией? И зачем строить собственную пирамиду?»


Рисунок. Пирамида Качества Жизни.


Рассмотрим и сравним поочередно уровни потребностей из модели Маслоу и уровни пирамиды качества, представленные на рисунке.

1. Качество среды обитания – сила Земли. Основными физиологическими потребностями для человека (как, кстати, и для большинства млекопитающих) являются дышать, сохранять водный баланс, прием пищи, сон и физиологические испражнения. Без этих жизненно важных потребностей первого уровня невозможно полноценное физическое существование человека. Это очень важно. Но «не хлебом единым жив человек». Ведь для чего-то большего, важного, в отличие от других животных, дан разум Человеку… А значит неправильно всю свою энергию жизни посвятить только одной цели: «Вкусно поесть-попить и сладко поспать».

Но для полноценной, здоровой жизни нам нужны не просто воздух, вода и какая-нибудь еда. Каждую минуту нам необходим чистый воздух без всяких вредных природных или промышленных выбросов. Нужна свежая родниковая вода естественной очистки, не загрязненная отходами технической деятельности. И земля, на которой произрастают овощи и фрукты, растения, которыми питаются домашние животные, не должна быть отравлена сельхозхимией и техногенными продуктами.

Все это возможно только при соответствующем качестве состояния среды обитания, при постоянном соблюдении каждым из нас экологических основ своей жизнедеятельности для нашей жизни и для будущего наших детей и потомков. Чтобы, по меткому выражению российского писателя Геннадия Фиша, взрослые люди в своих снах по-прежнему видели поля и леса и слышали мычание коров.

Ведь именно на природе человек становится Человеком. Главное при этом не вредить Природе и не мешать окружающим. Лучшие воспитатели – папы и мамы, действенный метод воспитания – собственный пример: «Не делай того, чего не хочешь, чтобы делали твои дети!»

Экологическая мода – это когда сам потребитель отказывается от продукции загрязняющих окружающую среду предприятий. Оказавшись поставленными в «суровые» условия люди и компании будут вынуждены инвестировать значительные средства в природоохранные технологии и оборудование. Здоровая экология – основа высокой продолжительности жизни людей и животных. Ее смысл – предоставить людям качественные условия для жизни и работы, не нарушая гармонии окружающей среды.

2. Сильное государство – щит Жизни. Второй уровень потребностей по Маслоу – потребность в безопасности. Самая главная потребность в безопасности человеческого рода – самовоспроизводство и забота о детях. Поэтому секс – потребность не первого, а второго уровня – безопасности Жизни. Далее следует забота о себе любимом, о семье, о родных и близких людях. Человеку ежедневно необходимы спокойствие и уверенность в завтрашнем дне и в надежности крыши над головой.

А эти потребности в каждом современном государстве гарантируются и обеспечиваются путем соответствующего жизнеустройства через установление и выполнение конституционных прав и основополагающих законов. Таким образом, от качества государственного и политического устройства зависит эффективность правового поля (в первую очередь, для не сформировавшихся еще граждан своей страны, туристов и иммигрантов), а значит и уровень спокойствия и безопасности жизни каждого гражданина страны. Государственный правопорядок требует трех условий: 1) правильной конституции, 2) многовекового опыта, 3) доброй воли. Если нет хотя бы одного из этих условий – ничего хорошего не получится. Начнется борьба за власть.

«Большинство – это глупость. Разум всегда у немногих» – предупреждал Шиллер. Люди неравны, как по природным данным, так и по имущественному положению, поэтому установить полное равенство для всех людей невозможно. Но не допустима и другая нелепость – привилегии по происхождению или по «номенклатуре»; равенство прав и возможностей – великое достижение.

Вообще в постиндустриальном обществе с его размытыми классовыми границами отличие между партиями представляется не столь очевидными, как ранее. Так, все без исключения политические партии, имеющие представительство в Государственной Думе, готовы высказываться за формирование государства всеобщего благосостояния, сотрудничество между предпринимателями и профсоюзами, устойчивое экологическое развитие, а также равные права для мужчин и женщин. Хотя, как мы понимаем, победа на выборах в условиях зарождения и становления демократии – «ловкость рук» политиков, находящихся у власти, и подотчетных им средств массовой информации.

В наше время отношения между народом и государством должны строиться на договорной основе: граждане должны исправно платить налоги, а государство будет гарантировать безопасность и добросовестно защищать их права в соответствии с принятым законодательством. Принятые Конституция, Кодексы и отдельные законы Российского государства вполне соответствуют всем современным нормам так называемого демократического общества. Но, как принято сейчас грустно констатировать, – суровость российских законов ослабляется необязательностью и слабым контролем их исполнения.
На созидание нового строя, долженствующего открыть новый период истории и соответствующую ему культуру, – писал Флоренский, – есть одно право – сила гения, сила творить этот строй. Право это одно только не человеческого происхождения и потому заслуживает названия божественного. И как бы ни назывался подобный творец культуры – диктатором, правителем, императором или как-нибудь иначе, мы будем считать его истинным правителем и подчиняться ему не из страха, а в силу трепетного сознания, что перед нами чудо и живое явление мощи человека».

3. Состояние гражданского общества – атмосфера Души. Жизнь практически каждого из нас проходит на людях. Кто-то еще давно сказал: «Человек – стадное животное». До сих пор, по крайней мере, в России основным средством к существованию является организованный труд. Труд множества людей, собранных под одной крышей, и вынужденных основную часть своей сознательной жизни быть зависимым от мнения и деятельности начальства. Одновременно с этим мы нуждаемся в общении, дружбе и любви. Нам очень важно быть понятыми среди единомышленников. И вот с этого уровня начинает играть свою роль гражданское общество, как фактор формирования и стабилизации народонаселения.

Есть в русском характере черта, которую Лев Толстой назвал «роевое начало». «Это потребность прильнуть к таким же, как ты, подобно пчеле, прилипающей к рою. Безусловная русская черта – привязанность к России в целом и к родным местам, к языку, к соотечественникам. Отсюда – ностальгия, тоска по родине, если теряешь ее даже на непродолжительное время. Быть за границей любопытно, но неуютно, несмотря на бытовые удобства: тянет домой, к родным устоям, за которые привычно держаться. Нами владеет, прежде всего, ощущение связи с отечеством, семьей, идейной средой; человек не имеет другого предначертания, как эта работа по уничтожению личного бытия и замены его бытием социальным и вполне безличным. Отсюда самозабвение в общих начинаниях. Воинская доблесть в первую очередь» (Арсений Гулыга).

Тяга к общности – не стадный инстинкт. Будущее человечества – в высокой общности, где личность полностью раскрывает себя. Органическое единство общего и единичного нашло выражение в понятии соборности. Соборность отличается от всех видов общности своей открытостью, общедоступностью и человечностью. Будущее России принадлежит соборности.

Русская идея соборности решает проблему космической эпохи. Человечество начинает со стадности, затем выходит из нее и рождает более высокую общность. Личностный индивидуализм способствует выходу из стадности, но сам он – не высший плод культуры.

Флоренский писал: «Живя, мы соборуемся сами с собой – и в пространстве, и во времени, как целостный организм, собираемся воедино (в команду единомышленников и друзей) из отдельных взаимоисключающих – по закону тождества – элементов, частиц, клеток, душевных состояний и пр. и пр. Подобно мы собираемся в семью, в род, в народ и т.д., соборуясь до человечества и включая в единство человечности весь мир».

Основой гражданского общества считается частная собственность. Об этом еще в 17 веке говорил английский философ Джон Локк. Но вот как у нас в стране относились, да все еще и сейчас относятся к частной собственности долго рассказывать не надо. Отношение граждан к частной (авторской) собственности формирует и отношение к ним других граждан. Надо понять и признать, что в вопросе «качество гражданского общества» Россия, в сравнении с «западным миром», еще только начинает формировать этот центральный камень в пирамиде Качества Жизни.

Гегель считал гражданское общество производным от государства, поэтому ста¬вил его в зависимое положение от последнего. При этом он исходил из того, что гражданское общество в отличие от государства возникло лишь на современном этапе. Государство «есть вообще первое, внутри которого семья развивается в гражданское общество». Но в слабом государстве не может быть сильного гражданского общества. Гражданское общество составляет первооснову здания человеческого общежития, основу его са¬модвижения.

Антонио Грамши рассматривал гражданское об¬щество как совокупность независимых от политической власти организа¬ций. «На Востоке, – писал он, – государство было всем, гражданское общество находилось в первичном, аморфном состоянии». А неразвитое гражданское общество обуслав¬ливает и соответствующий политический строй, накладывает отпечаток на взаимоотношения классов, на психологию населения.

Русский философ Владимир Соловьев в 90-е годы XIX в. так сформулировал национальную программу российского (гражданского) общества: «1. Народность есть положительная сила, и всякий народ имеет право на независимое (от других народов) существование и свободное развитие своих национальных особенностей. 2. Народность есть самый важный фактор природно-человеческой жизни, и развитие национального самосознания есть великий успех в истории человечества».

Известно, что гражданское общество отличается от прочих тем, что граждане в нем через созданные по их же инициативе негосударственные институты способны самостоятельно отстаивать свои интересы, в том числе по отношению к государству. Но чтобы сохранить баланс в отношениях, обе стороны: и государство и гражданское общество должны иметь, а если нет, то создать на принципе взаимной открытости и прозрачности систему контроля друг за другом.

Ответственность делает человека членом семьи, сыном своего народа, гражданином своей страны, всего человечества.

4. Культура народа – наш Космос Разума. Мы все ближе подбираемся к вершине пирамиды Маслоу. Последний рубеж перед ее покорением – потребность в уважении. Эта потребность лежит глубоко в подсознании российского человека. Весьма часто, в определенных случаях, она вырывается глобальным вопросом к соучастнику дружеской встречи: «Ты меня уважаешь?» Так кого и за какие успехи мы все-таки уважаем в нашей жизни? Да, и много ли каждый из нас сможет назвать людей, вызывающих у него чувство заслуженного уважения.
Попробуем составить рейтинг уважения к людям различных профессий. Этот список особо «уважяемых» людей за 10-15 последних лет значительно видоизменился, как, впрочем, изменились для России базовые принципы трех основных уровней потребностей. Был период культа к Дж. Вашингтону и обладателям его зеленых портретов (проституткам, бандитам, эстрадным попрыгунчикам). Но, слава Богу, власть нашла в себе силы хоть чуточку затормозить свой свободный полет без парашюта.

Но сейчас можно говорить достаточно уверенно, что к числу известных и уважаемых россиян, в основном, относятся ученые с мировым именем, известные врачи, писатели, поэты, композиторы и музыканты, спортсмены – олимпийские чемпионы. Говоря об этой категории, мы твердо знаем, что степень к ним нашего уважения прямо пропорциональна качеству нашего социума, уровню культуры страны и народов ее населяющих: достижений в образовании, науке, спорте, искусстве и других основных слагаемых социальной жизни народа.
Настоящему человеку нужно нечто возвышающее, просветляющее мысли и чувства. Такое просветление, очищение («катарсис») дают культурные ценности. Философы еще в древности говорили о трех сферах, в которых реализуется активность человека – истина, добро, красота. Истина – результат познавательной, добро – практической, красота – художественной деятельности.

Самые важные памятники культуры связаны с творчеством образованных людей. Образование и наука в далекие годы средневековья были прерогативой Церкви, как главного института культуры. Начиналось все с переписывания Библии, Корана или Торы, жизнеописания и создания картин и скульптур о деятельности святых и главных религиозных праздников. В последующем произведения культуры пополнялись произведениями бытового содержания. Католические и православные монастыри в средние века играли роль высших учебных заведений, которые покровительствовали наукам и искусству, как делал это Ватикан.

Нападки некоторых современных российских ученых на Церковь свидетельствуют только о плохой памяти или слабом знании истории развития науки и образования. Вспомните, кто принес грамоту на Русь – равноапостольные Кирилл и Мефодий. А где нашли «Слово о полку Игоревом»? В Кирилло-Белозерском монастыре. Таких примеров тысячи и тысячи.

Постоянное стремление человека двигать культуру через развитие образования, достижения в науках, искусстве и спорте во всех их проявлениях, – это самые важные шаги на пути к постижению величия Мира и божественной сущности Человека.

Культура служит благу человека, его духовному здоровью в первую очередь. Культура в этом смысле толкуется предельно узко и наиболее содержательно – как деятельность, отмеченная для человека со знаком плюс, освященная идеалом.

5. Управлять своей жизнью – освоить Вселенную Любви. Индивид – представитель вида. Личность есть нечто большее. Индивид, осознавший свою индивидуальность и свою принадлежность к обществу, реализовавший и то и другое, становится Личностью. Свобода личного выбора между добром и злом, – это добровольное и сознательное следование моральным заповедям, выполнение долга по зову души, по велению сердца. Николай Бердяев считает: «Личность есть высшая иерархическая ценность (и цель), она никогда не есть средство и орудие».

Но всегда ли человек к концу своей жизни собравший, казалось бы, весь комплект признаков уважения к себе, может сам про себя сказать, что он выполнил главную задачу своей жизни. А именно сумел уйти от рутины, превращающей жизнь в выживание, разрешил себе стать свободным, позволил себе самостоятельно искать, находить и определять смысл собственного существования, и, наконец, делал все то, к чему был призван при рождении – созданию новых форматов культуры. Между прочим, это роскошь, недоступная для большинства людей. Так вот это – самоактуализация личности. Самоактуализация – достижение человеком высшего уровня развития, полного использования своих талантов и способностей. Другими словами, это значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достигнув вершины своего потенциала.

Способности – возможность творчества, а жизнь человека во всех ее проявлениях – творческий процесс. Творить – значит не только писать книги, делать научные открытия, конструировать машины. Творчество жизни – трудиться, рожать и воспитывать детей – то же творчество, в силу своей массовости не бросающееся в глаза, но именно поэтому наиболее ответственное, служащее фундаментом всему остальному.

Творчество в культуре, науке, спорте, в любой деятельности невозможно без увлеченности, доходящей до одержимости; без общения с коллегами, знакомства с достижениями других, без развернутого воображения, способности видеть незримое. Творить – значит делать внутренний выбор, отбрасывая неподходящие варианты: бессознательным выбором руководит чувство научной красоты. Создавая образцы и элементы новой культуры народа и всего человечества, тем самым, поднимаясь еще на одну ступень на пути к постижению мудрости жизни.
Мудрость предполагает любовь. Любовь выступает как фактор, преобразующий Вселенную. Смысл любви – создание нового человека. Это следует понимать и в переносном смысле – как рождение нового духовного облика, и в прямом – как продолжение человеческого рода (Вл. Соловьев). Наше личное дело, поскольку оно истинно, есть общее дело мира – реализация и индивидуализация всеединой идеи и одухотворение материи. Оно подготовляется космическим процессом в природном мире, продолжается и совершается историческим процессов в человечестве».

Как дар речи состоит не в говорении самом по себе, а в передаче через слово мысли, так и истинное назначение любви не в простом испытывании чувства, а в том, что благодаря ему совершается в природной и социальной жизни – в деле любви. Призыв: установить любовное, гармоническое отношение к природе.

Говоря о четырех предыдущих уровнях иерархии потребностей по Маслоу, следует признать последние достижения ученых. А именно, что они свойственны не только человеку, но всем видам животных группового проживания. Так что в отличие от животных людей «выделяет способность размышлять о собственном состоянии и эффективности деятельности и приходить к взвешенным выводам относительно них. Именно склонность к самосознанию и саморефлексии отличает нас от любого другого живого существа» (Джеральд Залтман).
Достоевский осознавал себя утопистом: «Великое дело любви и настоящего просвещения. Вот моя утопия». С такой формулировкой смысла жизни сможет согласиться всякий, кто преисполнен Добра и Благодарности к людям.
И именно размышления об эффективности собственной деятельности в части служения людям, обществу, государству и Природе (вращение волчка слева направо) означает, что пирамида качества жизни Человека достраивается правильно. А так как при ее строительстве была применена особая интеллектуальная технология, то в этой пирамиде самой весомой частью стала ее вершина, а значит, в соответствии с принципом игрушки «Ванька-встанька», пирамида перевернулась « с ног на голову», превратившись в живой левовращающийся «волчок». Что и требовалось доказать.

6. Международные критерии качества жизни.

А теперь соотнесем вышесказанное с параметрами качества жизни, установленными в соответствии с международными принципами к современному уровню развития стран мира. Новым требованиям цивилизационного развития отвечают специально отобранные требования к качеству жизни. Эта интегральная характеристика жизни людей, раскрывающая в целом критерии жизнедеятельности общества, условия жизнеобеспечения, а также и условия жизнеспособности общества как целостного социального организма.

Качество жизни – это критерий ЮНЕСКО, по которому оцениваются все страны мира. К оцениваемым параметрам качества жизни, относятся: уровень здоровья; уровень образования; рациональное питание; уровень безопасности и состояние правового поля; участие в жизни общества; уровень загрязнения окружающей среды; справедливость; равенство мужчин и женщин.

Если подойти к рассмотрению слагаемых качества жизни, то их можно дифференцированно разделить на 4 группы, в соответствии с уровнями пирамиды качества:

1. Качество среды обитания: уровень загрязнения окружающей среды и рациональное питание.
2. Качество политического устройства: уровень безопасности и состояния правового поля и равенство мужчин и женщин.
3. Качество гражданского общества: участие в жизни общества и справедливость.
4. Качество культуры народа: уровень образования и уровень здоровья.

Можно констатировать, что качество жизни является современной парадигмой цивилизационного развития. С начала 90-х годов ООН ежегодно публикует рейтинг уровня жизни в 174 странах мира, его еще называют ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала. И определяют его по трем параметрам: продолжительность жизни, уровень образования и величина ВВП.

По уровню качества жизни Россия в 1998 году находилась на 72 месте, в 2003 году – на 115. По благоприятности ведения бизнеса в 2004 году – 79 место из 150 стран. В рейтинге конкурентоспособности у России 75 место между Индонезией и Марокко. По уровню экономической свободы из 127 стран Россия занимает 115 место. По уровню коррупционности власти Россия на 121 месте!

Некоторые современные руководители России считают, что низкие показатели качества жизни в России обусловлены тем, что у нас все еще много организаций с государственной долей собственности. Организаций, которыми правят чиновники-неумехи, а в условиях ВТО, если все отдать в частные руки, то будет все о’кей. А тем временем, доля госсобственности в США - 32%, Англии – 40%, Финляндии – 52%, Швеции – 62%, Китае - 66%. В России - 10%... и продолжает уменьшаться.

Методика оценки изменений качества жизни людей в России разделяет протекающие в субъектах России процессы на негативные и позитивные. Стержнем негативных процессов являются показатели, характеризующие выбытие людей (убийства, смертность, младенческая смертность), а стержнем позитивных процессов – индекс здоровья населения, понимаемый как отношение продолжительности предстоящей жизни для новорожденных и младенческой смертности.

Назначением власти является содействие развитию позитивных процессов и организация действий по подавлению негативных процессов. Срезы организуются по направлениям, отражающим существенные стороны жизни людей: экономика, наука и образование, система здравоохранения, культура, спорт, вооруженные силы.

Всероссийский центр уровня жизни: «Средняя продолжительность жизни в России на 10 лет меньше, чем в цивилизованном мире, а доля ВВП, которая приходится на бедную российскую душу, в долларах получается в шесть раз меньше, чем в развитых странах».

Депутат Государственной Думы Любовь Слиска считает: «Наше Правительство работает хорошо, а вот народ живет плохо».

Вы тоже так думаете?

Просмотров: 7618 | 16 июля 2008 | Комментарии: (6)
budistiks [ 4 ноября 2008 08:10 ]
Группа: Гости

Свежачок радует


vitalianuz [ 4 ноября 2008 22:12 ]
Группа: Гости

Оценил. Интерес просыпается. Посмотрим что к чему...


neoganimed [ 7 ноября 2008 10:38 ]
Группа: Гости

Хороший материал. Мои благодарности.


ang3l0chek [ 12 ноября 2008 17:07 ]
Группа: Гости

Благодарю winked


deadusshka [ 20 декабря 2008 06:53 ]
Группа: Гости

спасибо. wink


puryman [ 21 декабря 2008 00:53 ]
Группа: Гости

типа новомодный формат. ну ниче так :)


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

В чем для Вас роль и польза философии?

я даже приблизительно не знаю, что может дать эта формальная теория
нет никакой вечной человеческой мудрости, кроме моей личной позиции
о чем-то в школе-вузе говорили и сдавали зачеты, но денег это точно не дает
уже приходилсь задумываться, что все материальное бренно и там не нужно
калитка перед дорогой, которой Вы вместе с мудрецами идете в храм Истины и Добра


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть