Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

1. Таланты наших детей – основа инновационного будущего России

Качества новой школы

Счастливая семья = Умные родители

  

Я – папа, отец трех сыновей. Роме, нашему старшему, уже 30 лет, Антошке скоро будет 27, а Фёдору, последышу – 16. И сегодня уже могу с уверенностью говорить, что у нас счастливая семья. Я искренне горжусь своими детьми, их успехами и творческими достижениями. Они занимаются любимым делом и сегодня у них все в порядке в личной жизни. Что еще нужно родителям? Всем, кажется, известно определение счастливой семьи по Льву Толстому («Все счастливые семьи…»). Не открывая Америк и не претендуя на изобретательность и ноу-хау, хочу поделиться своими выводами счастливой семьи по-русски (сам-то я чуваш, а жена Ирина по паспорту, вроде как, русская). Итак, выводы:

  • семя нашей счастливой семьи – это брак по любви, красивой и яркой;
  • почва семьи подготовлена культурой, традициями, обычаями родственников;
  • здоровье семьи в корнях ответственности и взаимного уважения друг к другу;
  • стержень дружной семьи в доброте, верности и своевременной помощи;
  • сила семьи в нашем профессиональном труде и творческом отношении к делу;
  • будущее семьи в детях, воспитанных личностно в любви, заботе и чести.

Как видите, ничего сверхъестественного, все, как и в других счастливых семьях… Тем не менее, мне кажется, что во всем этом четко регламентированном алгоритме шагов, есть один этап, для подробного описания которого у меня выработался свой взгляд. И этот этап касается вопросов будущего семьи. Наше будущее – гораздо ближе к нам, чем мы думаем, оно – совсем рядом: смеется и плачет, заставляет страдать и дает повод радоваться, ставит вопросы и стимулирует искать ответы. Наше будущее – дети. Любящие супруги, сознательно ставшие родителями, хотят видеть в своем ребенке достойного продолжателя рода, деятельного и успешного человека, которым будут гордиться не только они, но и все родственники и даже чужие люди.

 

Большинство молодых мам и пап уверенно считают свое дитятко самым лучшим, самым одаренным и красивым. И ведь они правы, потому как в каждом ребенке скрыт Леонардо (кому кто нравится: да Винчи или ди Каприо). При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками и наклонностями для возможного развития в способности, которые окончательно формируются в талант в процессе индивидуального развития и обучения совместно с хорошим (лучшим) педагогом. Ученые установили, что от 50 до 80 % задатков, способностей и талантов обеспечивается за счет наследуемых генов.

 

Личность и творческие возможности человека могут проявить себя в разном возрасте (детском, подростковом, юношеском и взрослом), в том числе в раннем дошкольном детстве. В последнем случае они могут быть выявлены еще до поступления ребенка в школу, что создает предпосылку для последующего индивидуального обучения и активного творческого развития. Поэтому забота о развитии способностей наших детей, а все дети талантливы от рождения, это забота о развитии науки, культуры, экономики и социальной сферы жизни будущей России.

  

Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно, плодотворно и счастливо они смогут, если сегодня мы поможем развить их позитивные задатки и наклонности в уникальные способности и таланты. Поиск возможностей ребенка и воспитание особо одаренных, талантливых детей – архиважный вопрос. Талантливые люди – главное богатство и сила страны. Учеными и педагогами-практиками созданы достаточно надежные методики выявления задатков и наклонностей детей, разработаны и успешно апробированы специализированные программы помощи по развитию у детей их сильных способностей.

 

Почему же, если все так научно обосновано, методически определено и конкретно работает, наша статистика уверенно и безнадежно информирует, что  количество одаренных/талантливых детей в России не превышает 2-3 процентов от общего числа детей. И вот здесь я обращусь к сравнению особенностей жизни нашей семьи с другими семьями, например с соседской семьей Ивановых, у которых тоже сыновья, примерно того же возраста, что и наши двое старших. В нашей семье было конкретное, хотя несколько условное разделение обязанностей – муж/отец зарабатывает (в 80-90-е годы ХХ века это было возможно без всякого криминала), а жена/мать 18 лет занималась домашним хозяйством и правильным воспитанием сыновей, прежде чем вышла на работу. В своей новой профессии логопеда, связанной с детишками дошколятами, супруга быстро стала признанным профессионалом и лидером. Основой ее успеха стали практика домашней воспитательницы и опыт работы умной мамой.

 

Все свободное время мы, в основном, уделяли личностному развитию детей даже в «ущерб» общепринятым развлечениям и отдыху с друзьями. Наши вечера в основном были посвящены совместным походам с детьми в спортивную секцию, музыкальную или художественную школы. При этом из процесса воспитания сыновей мы принципиально вычеркнули такой привычный инструмент, как «иди гулять на улицу». Тогда как эта методика саморазвития всегда считалась базовой среди большинства российских семей, и не только у наших соседей. Одними из первых, даже среди своих одноклассников, наши дети освоили компьютер, хотя это сомнительное удовольствие было в начале 90-х годов ХХ века весьма не дешевым. Но увлеченность Антоши к ПК, а наследственная готовность Романа прийти на помощь другому помогла нам в совместном правильном выборе их профессий и качественного высшего образования для этого. Результат нашего подхода в воспитании: старшие сыновья получили соответствующее их способностям и потребностям практическое образование, а младший уже после 9 класса поступил в музучилище и получает музыкальное профессиональное образование, на которое он явно мотивирован, в отличие от общего среднего школьного образования, как у всех.

 

И, как результат, я пришел к выводу, что у нас такое мизерное количество (2 - 3%) одаренных детей потому, что у нас такое же количество умных, правильно любящих своих детей родителей. Почему же так произошло? Все дело в том, что, в первую очередь, и это, по-моему, главное, существуют принципиальные различия в умении быть умными родителями. А основа этого заложена в культуре семьи, формирующейся системой родовых связей, традиционно-национальных отношений и факторов мощного социально-государственного воздействия. Все это закладывает фундамент понимания, принятия и освоения взрослыми важности родительской роли, требующей большой любви, личной ответственности и всего свободного времени для участия в многолетнем творческом процессе семейного воспитания и индивидуального развития своих детей.

 

Ну и, во-вторых, отсутствует общегосударственная система непрерывной диагностики и личностного развития способностей детей на всех этапах их жизни и обучения, начиная с дошкольного возраста. Нет единой утвержденной педагогической системы, основанной на использовании простых, универсальных способов и понятных методик, оценивающих не только наследственные задатки и этапы развития способностей, но и решающей проблемы понимания детьми своей одаренности, их мотивации и личной ответственности за творческую самореализацию.

 

Не вдаваясь глубоко в причинно-следственные связи условий жизни большинства российских семей от государственно-социального характера, созданного в нашей стране СССР-Россия, отмечу, как я считаю, самое существенное в русле поставленного вопроса. В нашей памяти еще свежи те исторические периоды становления советского государства, когда из общинно-крестьянской России жесткими, авторитарными методами строился Советский Союз: велась коллективизация, индустриализация, борьба с послевоенной разрухой, выполнение решений партсъездов и строительство развитого социализма. Людей считали бездушными «винтиками», поэтому с детства в них воспитывали жесткую исполнительскую дисциплину, обучали неукоснительному соблюдению стандартных операций в качестве живого придатка к механизму (станку, колхозу, заводу, институту), созданному государством.

 

Сегодня же в безыдейной, современной России принципиально все по-другому: идет борьба за выживание народа в условиях необъявленной государством войны, развернутой внутри своей страны войсками ЖКХ, энергетических монополий и кредитных организаций. Большинство граждан нашей страны оказались «мобилизованными» на эту войну, когда люди вынуждены работать, чтобы хоть как-то прожить, едва сводя концы с концами. Они даже не могут выбирать работу, которая им нравится, выбор за них сделала эта жизнь. Жизнь российских обывателей превратилась в работу за минимум средств, половина из которых уходит на жирование назначенных владельцев «трубы» (коммунальной, энергетической, финансовой). Тут с завистью вспомнишь исторические факты о «десятине», которую собирали с крестьян князья или монгольские завоеватели.

 

А это значит, что в процессе воспитания детей у наших людей просто никогда не было выбора, все дети в обязательном порядке посещали детские садики, количество которых обеспечивало все потребности советского государства. Да, и сегодня, проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) решается в государственном масштабе. Почему-то, почти нет сомнений, что эта количественная проблема будет успешно решена в самое ближайшее время.

 

Но остается проблема с родителями малолетних детей-дошкольников, в большей степени озабоченных не только вопросом оплаты за образовательные услуг в ДОУ, но и вопросом качества этих услуг. Услуг, которых, в принципе, с родителями не согласовывают и фактически предоставляют по программе, разработанной для группового воспитания детишек для жизни в стране советской плановой экономики, которой уже нет. А то, что программа единого дошкольного образования за 20 лет никак не изменилась и даже не корректировалась, вам скажет любой заведующий или старший воспитатель современного российского детского сада.

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары


Просмотров: 4497 | 8 февраля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Нужна ли вам поверка, узнайте на http://schitayvodu.ru/vodoschetchiki/poverka-vodoschetchikov
Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть