Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

3. Наше российское образование делает из мальчиков девочек в штанах

Качества новой школы

К такому страшному выводу я пришел на основании анализа своих разносторонних наблюдений и ежегодно ухудшающего положения дел в части адекватного мужского воспитания во всей российской системе образования. При совместном обучении в школах женского типа мальчики подражают девочкам и вместо развития у себя  правильных мужских качеств перенимают качества присущие женщинам: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т.д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женские правила социального поведения.

 

Стадии развития мальчиков подсказывают, что им нужна дополнительная помощь со стороны общества, особенно когда наши сыновья достигают подросткового возраста. Когда-то такую поддержку оказывали родственники (дяди и дедушки) или мастера-ремесленники, бравшие мальчиков в ученики и подмастерья. К сожалению, сегодня слишком часто случается так, что подростки выходят в большой мир, но там их словно никто не ждет, не протягивает руку помощи, и они вынуждены проводить свое отрочество и юность в опасной беспризорности. Некоторые так и не взрослеют. Надо честно сказать, что многие проблемы - особенно связанные с поведением мальчишек, их недостаточной мотивацией в школе, а потом и проблемы с законом (езда в пьяном виде, драки и прочее), проистекают из того, что мы мало знаем об особенностях мальчишеского развития и поэтому не обеспечиваем им правильного обучения.

 

Априори я всегда считал, что мужчины и женщины это разные виды животных, хотя, вроде бы, как и одного класса млекопитающих. Но открытие в 2001 г. английскими и американскими учеными генома человека придало моим интуитивным догадкам научное подтверждение. Для представления глубинных различий в исходных, генетических показателях мужчины и женщины, обычно сообщаю аудитории своих слушателей результаты последних научных изысканий генетиков метафорически. В среднем геном человека отличается от генома млекопитающего (крысы, кролика, собаки и др.) 2% генов, геном человека и человекообразной обезьяны (шимпанзе, орангутанга, гориллы) имеет различия в 1,5% генов, а геном мужчины отличается от генома женщины 1% генов. Правильный вывод слушатели обычно делают сами: мы такие же разные, как человек и обезьяна.

 

Будучи штатным профессором вуза, веду не только свои курсы «Управление качеством» и «Управление информационными потоками», но и, как большинство основных преподавателей, являюсь научным руководителем дипломных проектов. В прошлом 2012 году я предложил всем своим четырем дипломникам с разных сторон изучить и предложить свои варианты решения гендерных проблем в менеджменте. Надо признать, что в современных условиях на повестку дня активно выходят вопросы, связанные с гендерными, а точнее женскими особенностями развития менеджмента в России. Сегодня Россия занимает лидирующее положение в мире по количеству женщин, занимающих руководящие должности (42%! по данным консалтингового агентства Thoronton).

 

Тема одной из работ была посвящена гендерным вопросам менеджмента в образовании. И моей дипломнице пришлось перелопатить весь статистический, но, слава Богу, доступный материал, касающийся количественных данных женщин-руководителей в республиканской системе образования. Краткие выводы исследования по количественному составу женщин-руководителей в учреждениях образования: в дошкольных учреждениях – 100%, в общеобразовательных учреждениях – 88,8%, в учреждениях среднего и начального профессионального образования – 65%, и только в  учреждениях высшего образования – 43% (но исследование было проведено в мае 2012 г., а за прошедшие 8 месяцев ситуация изменилась и теперь этот показатель составляет 50%). Что уж теперь говорить о гендерной составляющей в преподавательских коллективах учреждений образования соответствующего уровня.

 

В последние годы мне часто удается бывать в детских садиках, мы там проводим исходные семинары и рабочие совещания с постановкой целей, приоритетным ранжированием задач и последующим обсуждением результатов инициативного проекта «Раннее выявление и развитие задатков и наклонностей детей». Так вот, почти всегда, когда я появляюсь на глаза детишек, слышу в свой адрес восторженно-удивленное восклицание: «Ой, дядя!..». Делюсь этим своим наблюдением с заведующей и воспитателями, и они подтверждают, что да, появление мужчины днем в детском саду это что-то сродни прилету инопланетянина в ваш дом.

 

В дореволюционной России обучение мальчиков и девочек было раздельным почти во всех средних учебных заведениях (пансионах, гимназиях, прогимназиях, реальных училищах и других). Исключение составляли коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. В 1918 году обучение в России сделали совместным. Вернулись к раздельному обучению в 1943 году, но уже через 11 лет учащихся снова объединили. Произошло это после смерти Сталина, на волне либерализации общественной жизни в СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 18 июля 1954 года введено совместное обучение мальчиков и девочек в школах Москвы, Ленинграда и других городов. Сегодня педагогическая общественность активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному признаку в средних общеобразовательных школах России.

 

Я был несказанно удивлен и рад, когда в 2008 г. приобрел по неожиданно дешевой, да еще и с 30% скидкой цене (37 рублей!) очень живо написанную и весьма научно обоснованную книгу Майкла Гариена «Мальчики и девочки учатся по-разному!» Для меня кажется крайне странным и удивительным, что это уникальное методическое пособие от одного из всемирно известных школьных психологов не нашло должного, а если честно, то никакого отношения у российских педагогов (в Интернете практически нет профессиональных отзывов российских педагогов на эту книгу, хотя приобрести ее в Интернете можно за самые смешные деньги – максимум в 55 рублей). Всем участникам нашего проекта я в обязательном порядке высылаю эту книгу, а потом в разговорах с ними часто получаю слова благодарности за такой педагогически правильный подарок.

 

Хорошо, что в последнее время вопросу гендерного обучения стало уделяться несколько большее внимание, в том числе в ряде продвинутых школ и гимназий. См. страницы: http://belpobeda.ru/victory/?module=articles&action=view&id=544&rubric=92http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0301183.shtml, http://do.gendocs.ru/docs/index-298788.html, http://www.krokha.ru/rebenok-ot-goda-do-trekh/vospitanie/vospitanie-psikhologicheskie-osobennosti-malchikov, http://www.islaming.ru/index.php/home/970-2012-09-10-11-05-12.html http://school-number-eight.narod.ru/innovatsionnie_tehnologii/gendernoe_obuchenie_/.

 

 У нас в Чувашии мне привелось стоять в 2007 году у истоков «мягкого гендера», заложенного в программу развития новоиспеченной «Гимназии №5» г. Чебоксары. Говорить о достижении гимназией серьезных результатов пока не приходится, но это единственное общеобразовательное учреждение в республике, где количество учителей мужчин приближается к 30%. Тогда как в памяти горожан сохранилась позитивная информация и отношение к результатам работы чувашско-турецкого лицея, существовавшего с 1993 по 2002 годы. Лицей был закрыт по непонятным причинам политического характера (становление пантюркизма), и опыт его работы пропал.

В этом лицее интернатного типа обучались исключительно юноши, прием осуществлялся после восьмого класса по результатам конкура, доходившего до 100 чел. на 1 место. Ажиотаж был неимоверный, несмотря на то, что срок обучения в лицее был удлинен на один дополнительный год. В первый год учащиеся на уроках специальной программы изучали четыре языка (чувашский, русский, английский и турецкий), осваивали физическое воспитание и алгебру, чтобы не забыть… За каких-то 3-4 года учащиеся лицея стали побеждать практически во всех республиканских предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях и творческих конкурсах. Мне повезло познакомиться с работой лицея уже в 1994 году, когда я был назначен Министерством образования Чувашской Республики руководителем группы учащихся первого года обучения, направленных на двухнедельную учебную (языковую) стажировку в Турцию.

 

Мне кажется, что благодаря своему погружению в работу лицея, сопоставлению и анализу особенностей и отличий, принятых в образовательной системе Турции и других исламских государствах, я понял главный принцип сравнительной успешности и эффективности работы этого лицея. И этот принцип можно сформулировать тремя словами: настоящее мужское воспитание. Обучением и воспитанием учащихся лицея на 90% занимались турецкие мужчины – педагоги и воспитатели, т.е. те, кто свое воспитание получил в результате настоящего, традиционного мужского обучения.

 

А это значит, что мало собрать в новой мужской школе мужчин с дипломами выпускников педагогических вузов, воспитанных все теми же женщинами-педагогами. Сегодня я готов предложить свою идею возрождения в России правильного гендерного образования. И суть моего предложения заключается в том, чтобы педагогами в мужских школах, гимназиях и лицеях были преподаватели мужчины, воспитанные в мусульманской среде в таких субъектах как Татарстан, Башкортостан, кавказские республики, приглашенные педагоги с высшим образованием и знающие русский язык из Казахстана и республик Средней Азии. А директором школы назначить местного мужчину-педагога, чтобы у проверяющих не было надуманных претензий.

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

13.01.13

Просмотров: 2380 | 14 февраля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть