На пирамиде качества жизни, составленной по аналогии с пирамидой потребностей А.Маслоу, главным показателем четвертого предзавершающего уровня является качество культуры народа. А его двумя основными слагаемыми являются сформированные качество образования и качество здравоохранения: параметры духовного долголетия народа и государства.

Также как и вы, мои партнеры, оставаясь принципиально деятельностным практиком, я глубоко уверен в правоте слов Кирхгоффа, что «НЕТ НИЧЕГО ПРАКТИЧНЕЕ ХОРОШЕЙ ТЕОРИИ». Но хорошая теория появляется и побеждает только тогда, когда любознательный и внимательный практик увидит незаметные легкие проблески и услышит пока еще неслышимое другими в привычном, казалось бы, ходе вещей, и первым познает качественные изменения нового времени.

Поэтому постарайтесь увидеть в статьях коллег педагогов признаки нового времени, параметры произошедших или происходящих изменений, чтобы, поняв и признав их, начать развиваться самим и помочь совершенствоваться коллегам.

Качественное образование во все времена и у всех народов являлось основным признаком самоуважения и уважения к другому человеку.

7. Антиномия - это единство и борьба противоположностей в одном флаконе

Статьи ученых-педагогов

Я – преподаватель, по должностным обязанностям – заместитель директора в своем институте, но фактически, по объему проводимого времени в последние восемь лет, очень много бываю на предприятиях и в школах. Мне там также интересно, как и на занятиях со своими студентами. И, наверное, им тоже, раз приглашают снова и снова, несмотря, на антистандартные темы моих лекций и форму проведения занятий. Но не стандартными они кажутся только на первый взгляд, до момента разъяснения авторской модели качественного менеджмента, основанной на философском понятии антиномии.

 Словарь русского языка для школьников (автор-составитель И.Н. Борисова, 1999) так определяет это понятие: «Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказано логическим путем». В малом энциклопедическом словаре «Русская философия» (М., 1995) понятие «Антиномизм (антиномичность)» рассматривается как философская позиция, согласно которой основным признаком истины является антиномия, т.е. напряженное противоречие противоположных, рассудочно несовместимых положений. Истина должна быть также противоречива, ибо антитезис влечет тезис, а тезис влечет антитезис, совокупность же тезиса и антитезиса и есть антиномия. Формула антиномичности – не «или то, или другое неистинно» и не «ни то, ни другое неистинно», а «и то, и другое истинно, но каждое – по своему», а их единство сверхрассудочно. Бессмысленно подходить к непостижимому с принципом «либо-либо», здесь возможен только принцип «и-и».

А если еще проще, то любую систему отношений можно образно представить как линейную шкалу с крайними позициями антиномий на противоположных полюсах. Например, система цвета: «белое» или «черное», действие: «начало – конец», существование: «жизнь – смерть», система целого: «ноль – единица», заряды: «плюс – минус», принятие решения: «да – нет», осознание бытия: «материализм – идеализм», система власти: «авторитаризм – демократический либерализм», социосистема: «капитализм – социализм» и др.

Представляя систему как шкалу, надо, безусловно, видеть и ограниченность модели, но вместе с тем понимать и максимально использовать ее возможности. То есть, любая система в условиях данной модели – это условная шкала, которая содержит как противоположные качественные состояния, так и промежуточные позиции (деления) с разными количественными параметрами. Осознание этого помогает увидеть весь диапазон перехода от одной крайности к другой. Таким образом, предложенная модель антиномии может служить образным отражением и простым объяснением базовой сути основных законов диалектики: «Единство и борьба противоположностей», «Отрицания отрицания» и «Переход количества в качество».

Базовый учебный курс, который я веду в своем вузе с 2004 г., называется «Управление качеством». Эта дисциплина относится к циклу специальных дисциплин образовательного стандарта высшего профессионального образования «Менеджмент организации». По мнению основоположника и гуру менеджмента Питера Друкера: «Фундамент современного общества, экономики и человеческих отношений есть управляемая организация как общественный институт, целью которого является достижение результата. А менеджмент – это специальный инструмент, особая функция, специфический аппарат, который как раз и обеспечивает организации возможность достичь нужных результатов». Согласно позиции исследователя Джоун Магретты: «Менеджмент с каждым годом будет играть не меньшую, а большую роль в нашей жизни». Она же точно оценила: «Менеджмент – это искусство достижения результатов». Подчеркну – искусство, а не наука…

Но одним из первых теоретиков зародившейся в XIX в. сферы человеческой деятельности – умение эффективно руководить производственной организацией – был американский ученый Уинслоу Фредерик Тейлор. Он, на основании исключительно собственного практического исследования и неких домыслов, пришел к далеко заведшим нас теоретическим «Принципам научного управления», книге опубликованной в 1911 г. Научное управление по его представлению было распространением логики механического цеха на мир людей. Для образного представления организационной структуры крупной компании была предложена пирамида административного управления. В вершине такой пирамиды находится менеджер (ее руководитель), а в самом ее основании – рабочие, прямые исполнители.

Практически все толковые и энциклопедические советско-российские словари толкуют новое для нашей речи слово «менеджер», исключительно как «управленец» или «управляющий». И тут я предлагаю увидеть первый метафорический образ для разъяснения сути понятия «управляющий». Представьте его как самый главный, довлеющий сверху вниз, камень в вершине неподвижной египетской пирамиды – усыпальницы для мумий фараонов и VIP-персон. Поэтому в предлагаемой модели административный принцип управления мы, по аналогии, представляем как образ мертвого руководства, определяя пирамиду в целом, как символ смерти.

С точки зрения морфологии русского языка и российского менталитета – слова «управленец» и «управляющий» имеют тот же самый корень и смысл как «царь-правитель», (вспомните «царя горы» из любимой детской зимней забавы), который по определению всегда «прав». Поэтому он имеет «право», а значит готов, если что-то не по нему не так, учредить над своими подчиненными «управу» и даже «расправиться» с неугодными. Расправа – аналог моральной или физической смерти. Таким образом, руководитель фирмы, находящийся наверху классической административной пирамиды организационного управления, является хозяином «мертвой» безынициативной организации, в которой все статично и в состоянии покоя застыло на века до очередного революционного разрушения.

Традиционно организация существовала для того, чтобы обслуживать нужды администрации – если хотите, это своего рода модель феодальных отношений правителя и вассала. «В классической пирамидальной модели, компания служит администрации». Но сегодня, как считает Регис МакКена, «мы наблюдаем начало революции, представляющую собой подлинный переворот на 180 градусов, который ставит потребителей и сотрудников организации, непосредственно с ними взаимодействующих, во главу организации вместо занимаемого сегодня места в основании пирамиды. Это означает, что управляющие должны теперь оказаться в основании организации, обеспечивая поддержку и «подпитку», имеющим приоритетную важность отношениям персонала с клиентурой примерно так же, как корни дерева служат для поддержания и доставки питания листьям кроны».

Но что это значит – «подлинный поворот на 180 градусов»? Это перевернутая пирамида, опирающаяся теперь на поверхность не основанием, а острием своей вершины. Фактически, именно так, образно, можно представить позицию японского философа практики Имаи Масааки относительно роли менеджмента – «высшее руководство, менеджеры среднего звена, ИТР и мастера существуют для того, чтобы обеспечивать поддержку рабочим местам».

Для России в 1991 г. заявившей, но пока так еще и не вошедшей в рынок, очень важно активизировать процессы практического обучения этому важнейшему Делу эффективного руководства семьей, компанией, экономикой страны. С тем, чтобы через системное изучение базовых позиций, основанных на «здравом смысле», и накапливаемый в ежедневной работе личный деятельностный опыт, прийти к пониманию достигнутому Дж. Магреттой: «Менеджмент – искусство достижения результатов».

«Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!» - так свою позицию определил Владимир Маяковский, советский поэт. Я искренне присоединяюсь.

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

02.02.2013

Просмотров: 4957 | 14 февраля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Что мы еще постоянно читаем для себя?

художественную классическую литературу, российские и мировые бестселлеры
периодические печатные издания (газеты, журналы), чтобы быть в курсе новостей
исключительно легкие развлекательные издания (еда-мода) и рекламные вестники
научно-познавательные статьи, журналы и книги известных ученых и людей
практически ничего не читаю из печатных изданий - есть Интернет


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть