Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

15. Задатки ребенка: нужно ли их выявлять, если нет валидных методик?

Качества новой школы

«В связи с новыми подходами к системе дошкольного воспитания, диагностика задатков и развитие обнаруженных наклонностей у дошкольников является актуальным. Но, к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет. Какие методики используете Вы? Важно не ошибиться, не упустить время. Личность дошкольника, на мой взгляд, должна развиваться гармонично». Так комментирует Лариса Попкова аннотацию и материалы, предоставленные мною, как автором, на 13-й Всероссийский интернет-педсовет: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/ link_id,26844/Itemid,5461420/


И ее мнение, как и мнение большинства иных высоконаучных специалистов в области детской психологии и раннего развития (судя по их регалиям, наличию дипломов, степеней, учебников, монографий и личных сайтов для оказания платных консультаций) весьма весомо и для родителей и для педагогов-практиков (воспитателей ДОУ и школьных учителей), ежедневно работающих с детьми. Только пользы мало от такого вот заключения: «Важно не ошибиться… Личность дошкольника должна развиваться гармонично». Куда как проще, ничего не делать – значит, не ошибаться! Не ошибаться самим, но самое главное, не давать действовать другим, чтобы и они, не дай Бог, не ошиблись. 


И вот, из боязни ошибиться, воспитатели, даже если и обнаружили у ребенка какие-то задатки, например, в музыке или в художественном творчестве, ничего сами не делают для его развития и, уж тем более, ничего не говорят про возможности их развития родителям ребенка. А ведь иначе произойдет «ужасная катастрофа», если преждевременно поставить печать «талант!» на судьбу пятилетнего ребенка, который впоследствии окажется просто классным музыкантом. Но вот какой грех страшнее: бездействовать, из страха сделать что-то не так, или делать, ошибаться, исправлять ошибки и снова действовать? Разумному человеку, наверное, мне так кажется, вывод понятен.


Сегодня суровая статистика, составленная на основе данных «не валидных методик и тестов», свидетельствует, что одаренных детей у нас рождается лишь около 5%. Правда, это число потом с годами обучения детей в системе застандартизированного российского образования еще в 5-10 раз сокращается. Вот такая арифметика… Это, как аксиома, не требующая доказательства, но которую нужно принимать, как свершившийся факт. При этом, с другой стороны, опираясь на другие научные изыскания, те же самые ученые от дошкольной педагогики уверенно заявляют, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок талантлив или одарен в какой-нибудь сфере человеческой деятельности. Ну, разбери их тут!


О статистике. Напомню известное высказывание», приписываемое премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Так вот, в данном случае, результаты статистики по одаренности, даже исходя из тех же научных обоснований, в десятки и даже сотни раз отличаются от потенциальных возможностей, заложенных в человека Богом, судьбой или родителями, кому как ближе. На каком же этапе происходит прощание с так и не раскрытой одаренностью ребенка, с его задатками, так и не ставшими способностями и талантом? И на это у нашей науки есть абсолютно точный ответ – в период детства, на этапе раннего развития человека, от 2-3 лет и, в основном, до 15-17 лет. Это период самого благоприятного выявления и эффективного развития задатков и наклонностей человека в творческие способности.


В такой ситуации, боясь показаться полными неучами, когда сами ученые признали, что «к сожалению, методик, валидных и надежных тестов для определения способностей у дошкольников практически нет», большинство родителей и педагогов-практиков, вздохнув глубоко и огорченно, поднимают высоко вверх правую руку, а затем обреченно и резко ее кидают вниз: «Ну и все! Значит, нет у ребенка никакой одаренности». Для большинства вопрос однозначно разрешился на «научной основе». Наш ребенок как все, что же тут плохого?


Но некоторые родители, искренне любящие и уверенные в уникальности своего ребенка, правда, пока никак еще не проявившегося какими-то особенными задатками, используют привычный метод «тыка». И начинается исследовательская экспедиция-поход с ребенком по спортивным секциям, художественно-музыкальным школам, танцевальным кружкам, в общем, по всем возможным центрам дополнительного образования, в зависимости от возможностей их населенного пункта. Авось где-то этот самый талант ребенка, может быть, и выстрелит. Хотя бывает и проще. Не получилось у самого родителя в детстве научиться играть на фортепиано, так пусть хоть мой ребенок в «музыкалке» поучится! А что касается личного детского интереса-мотивации к той или иной деятельности, то на это обычно обращают внимание только самые умные родители.


Априори, вот такая картина вырисовывается. Но, чтобы прояснить все нюансы сложившейся ситуации, было решено организовать и провести широкомасштабное исследование в Чебоксарах, как в самом развитом в системе дополнительного образования муниципалитете в республиканской системе образовании Чувашии. Исследование направлено на изучение родительской оценки деятельности образовательных учреждений (детских садов и школ) города по работе с одаренными детьми. Решено опрашивать родителей детей дошкольного и младшего школьного возрастов на предмет эффективности существующей системы выявления задатков, диагностики наклонностей, сопровождения, поддержки и развития одаренных детей. Основными местами для опроса определены учреждения дошкольного образования и школы, а также места воскресного отдыха детей с родителями. Для анкетирования родителей выбран период времени между ожиданием завершения занятий и одеванием детей перед их уходом из образовательного учреждения.

Вот такой была анкета опроса родителей:


Уважаемые родители, ровно год назад в Чебоксарах состоялся Государственный Совет РФ, который проводил Д.А. Медведев, Президент России. Госсовет был посвящен утверждению Государственной Концепции поддержки и развития одаренных детей в России. В связи с этим, нам интересно узнать Вашу оценку, как эти вопросы решаются в образовательных учреждениях г. Чебоксары.


1.      Ваш ребенок занимает(л)ся: в ____детском саде; в____классе школы №_____

 

2.      В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки:

-  воспитатель ДОУ:            да_______;                 нет_______;      не помню_____

-  специалисты ДОУ:           да_______;                 нет_______;      не помню_____

-  классный учитель:            да_______;                нет_______;      не помню_____

-  специалисты школы:       да_______;                 нет_______;      не помню_____

 

3.      Ребенок дополнительно занимается в:

-  музыкальной,     художественной,    спортивной     школе _______________;

-  дворце,   доме,   центре  творчества  детей ____________________________;

-  кружке,   секции    при   основной   школе ____________________________;

-  дополнительно    нигде    не     занимается ____________________________.

 

4.      Решение заниматься специальным развитием ребенка было:

- принято Вами, потому что заметили задатки ребенка____________________;

- принято Вами, потому что дети друзей и знакомых уже занимаются_______;

- потому что, сам ребенок попросил ___________________________________;

- по рекомендации воспитателей ДОУ или педагогов основной школы   _____;

 

5.      Выбор данного учреждения дополнительного образования был:

-  продуманным  Вами_______________________________________________;

-  случайным  (близко  к  месту  жительства)____________________________;

-  по совету знакомых _______________________________________________;

-  по рекомендации воспитателей ДОУ или педагогов основной школы _____;

 

6.      Каким был выбор педагога дополнительного образования?

- случайным (зачислили по приказу именно в этот класс)__________________

- специальным (посоветовали знакомые, специалисты)___________________

 

7.      Ребенок очень любит эти дополнительные занятия, никогда их не пропускает?

да_______;             скорее, да_______              скорее, нет_______;                 нет_____

 

8.      Вы заметили прогресс у ребенка и будете дальше заниматься его развитием?

да_______;             скорее, да_______              скорее, нет_______;                 нет_____

 

9.      Вы бы хотели, чтобы выявлением задатков и развитием всех детей начали заниматься с ДОУ?

да_______;             скорее, да_______              скорее, нет_______;                 нет_____

 

10.  Вы готовы, если потребуется, финансировать развитие ребенка у лучших педагогов?

да_______;             скорее, да_______              скорее, нет_______;                 нет_____

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

15.04.2013

Просмотров: 3855 | 9 июля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть