На пирамиде качества жизни, составленной по аналогии с пирамидой потребностей А.Маслоу, главным показателем четвертого предзавершающего уровня является качество культуры народа. А его двумя основными слагаемыми являются сформированные качество образования и качество здравоохранения: параметры духовного долголетия народа и государства.

Также как и вы, мои партнеры, оставаясь принципиально деятельностным практиком, я глубоко уверен в правоте слов Кирхгоффа, что «НЕТ НИЧЕГО ПРАКТИЧНЕЕ ХОРОШЕЙ ТЕОРИИ». Но хорошая теория появляется и побеждает только тогда, когда любознательный и внимательный практик увидит незаметные легкие проблески и услышит пока еще неслышимое другими в привычном, казалось бы, ходе вещей, и первым познает качественные изменения нового времени.

Поэтому постарайтесь увидеть в статьях коллег педагогов признаки нового времени, параметры произошедших или происходящих изменений, чтобы, поняв и признав их, начать развиваться самим и помочь совершенствоваться коллегам.

Качественное образование во все времена и у всех народов являлось основным признаком самоуважения и уважения к другому человеку.

16. Развитие задатков детей: состояние и перспективы

Статьи ученых-педагогов

 

 

Кстати, расскажу немного об особенностях технологии организации и проведения такого широкомасштабного опроса родителей в одном муниципальном образовании – городе Чебоксары. Честно признаюсь, что если бы я не преподавал спецкурс «Управление качеством» студентам 4 курса дневного отделения специальности «Менеджмент организации» в своем институте, то вряд ли бы мы смогли провести такое весьма специализированное исследование, при этом всего за две недели. За короткий срок проведения учебного курса (с конца января до конца марта) этим студентам предстояло выполнить огромный объем самых разных практических работ. В первую очередь, групповой проект в социально-экономической сфере, включая маркетинговое исследование по теме проекта, далее самостоятельную индивидуальную работу-эссе, и, наконец, подготовить личный глоссарий терминов курса, плюс ряд иных работ в ходе изучения курса. И к концу трехмесячного курса обучения большинство, а точнее все, кто ходил на занятия, успешно справились с заданиями. По их мнению, они сформировали фундамент компетентности и навыков в проектном менеджменте и разработке системы качественного менеджмента.

Так вот, на одном из последних занятий мною была озвучена просьба (пожелание)  по содействию в проведении широкого исследования мнения родителей о системе развития одаренных детей по специально разработанной анкете. Анкету мы разрабатывали совместно с тремя студентами-дипломниками, которые в этом году работают над развитием и продвижением проекта «Раннее выявление и развитие задатков детей в ДОУ и школе», как особой формы социального предпринимательства. Студентам было рекомендовано проводить анкетирование в конце рабочего дня, когда в школы или в детские садики родители приходят забирать своих детей. Мне, признаться, было особенно приятно слышать, когда студенты, принося и сдавая на обработку заполненные анкеты, эмоционально рассказывали о том, как отвечали на вопросы анкеты родители, и какие они использовали собственные подходы, чтобы получить более взвешенные и адекватные ответы от респондентов. Или, как и где лучше проводить опрос родителей в выходные дни – в детских развлекательных центрах. Каждый из студентов 4 курса смог в среднем опросить от 30 до 100 родителей, поэтому в итоге получилась достойная исследования сумма оформленных ответов на анкету.

Общей стандартизированной обработкой анкет занимались уже непосредственно дипломники. Наши девушки в этом деле не то что собаку, а трехлетнего слоника съели, так как три года в рамках, руководимого мною Отдела обеспечения качества нашего института, постоянно, по 5-6 раз в год проводили самые различные опросы, анкетирования и исследования. Результаты, полученные в ходе анкетного изучения родительского мнения, могут представлять большую информацию и интерес для специалистов и руководителей самых разных уровней. Как для конкретного образовательного учреждения, так и муниципального органа управления образованием, Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и регионального центра развития образования.

Для того чтобы получить максимально достоверную картину состояния в вопросе развития задатков детей дошкольного и младшего школьного возраста, обработка анкет велась дифференцированно. То есть, сначала была проведена селекция по отдельным образовательным учреждениям, в которых обучаются дети, чьи родители участвовали в проведенном опросе. В качестве основной компьютерной программы была использована Excel. Затем данные, полученные по каждому учреждению, объединялись в группы по три ДОУ или школы (для удобства исправления возможных ошибок при обработке анкет). После чего осуществлялась интеграция по уровням – отдельно дошкольные образовательные учреждения, отдельно школы. И, как итог, была сформирована обобщенная таблица результатов исследования, объединившая показатели по всем учреждениям (ДОУ + школы).


Что же в итоге мы имеем в данном исследовании? На первый содержательный вопрос анкеты «В образовательном учреждении, Вам сообщали, что у ребенка есть задатки?» были получены следующие относительные результаты:

 

ДОУ

воспитатель

да - 0,37

нет - 0,47

 

не помню - 0,16

 

специалисты

да - 0,29

нет - 0,51

не помню - 0,20

 

 

 

 

 

  

Школа

классный учитель

да - 0,41

нет - 0,44

 

не помню - 0,15

специалисты школы

да - 0,24

нет - 0,53

 

не помню - 0,22

 

 

 

 

Обобщенные результаты (с учетом ответов родителей школьников по ДОУ)

 

воспитатель ДОУ

да - 0,56

нет - 0,29

не помню - 0,14

специалисты ДОУ

да - 0,29

нет - 0,49

не помню - 0,22

 

 

Итак, данные всех таблиц показывают, что, к сожалению, ни система дошкольного, ни школьного образования не может привести убедительных доказательств, что наши педагоги и специалисты имеют хорошие контакты с родителями детей, чтобы своевременно, достоверно и профессионально их информировать о возможных задатках воспитанников ДОУ и учащихся школ. В среднем, только два родителя из пяти получали от педагогов какую-то информацию по одаренности своих детей.


Вопрос 2. «Где Ваш ребенок дополнительно занимается?»

 

ДОУ

 

музыкальная, спортивная школа

0,29

дворец, дом культуры

0,21

нигде не занимается

0,50

 

 

 

 

Школы

музыкальная, спортивная школа

0,28

дворец, дом культуры

0,18

кружке, секции при основной школе

0,26

нигде не занимается

0,28

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщенные результаты (по всем детям опрошенных родителей)

 

музыкальная, спортивная школа

0,29

дворец, дом культуры

0,19

кружке, секции при основной школе

0,17

нигде не занимается

0,35

 

 

 

 

 

 

 

Удивительная схожесть показателей полученных результатов по фактически всем направлениям возможного развития детей свидетельствует о сложившейся системе. Фактически лишь 50% детей ДОУ и 46% учащихся младших классов занимаются в учреждениях дополнительного образования. Благодаря сохранившимся кружкам и секциям в школах, еще 26% школьников младших классов включаются в процесс развития своих задатков. Но в итоге мы видим, что каждый третий ребенок не получает в самом раннем возрасте необходимой поддержки в развитии своих задатков. И это, в основном, вина родителей этих детишек, хотя нельзя исключить и серьезные недоработки в этом вопросе воспитателей ДОУ и педагогов школ.

 

Вопрос 3. «Решение заниматься специальным развитием ребенка было»

 

ДОУ

принято Вами, потому что заметили задатки ребенка

0,39

Просмотров: 3097 | 9 июля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


саженцы клубники купить оптом

Опрос

 

Что мы еще постоянно читаем для себя?

художественную классическую литературу, российские и мировые бестселлеры
периодические печатные издания (газеты, журналы), чтобы быть в курсе новостей
исключительно легкие развлекательные издания (еда-мода) и рекламные вестники
научно-познавательные статьи, журналы и книги известных ученых и людей
практически ничего не читаю из печатных изданий - есть Интернет


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть