Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.
Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).
17. Проект развития детей в свете основных принципов TQM Качества новой школы
1. Миссия проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». (Ориентация на потребителя)
2. Задача руководителя образовательного учреждения заключается в том, чтобы с помощью педагогов, научно обоснованных и методически выверенных инструментов, как можно раньше и точнее выявить у ребенка его основные природные или мотивированные задатки. И путем целенаправленного индивидуального развития лучших наклонностей содействовать формированию творческой Личности с ярко выраженными талантами. (Лидирующая роль руководства)
3. Главная роль в процессе непрерывной диагностики и развития ребенка по показателям способностей (задатков и наклонностей) отводится воспитателям, педагогам и специалистам образовательных учреждений, которые должны создать атмосферу любви и творчества, чтобы каждый маленький Микеланджело смог максимально полно раскрыть свой талант. (Вовлечение персонала)
4. Принципиальная суть образовательной технологии проекта относится к освоению и применению педагогами системного подхода, основанного на поэтапном выполнении простых процедур: наблюдение за мотивированной деятельностью детей; сравнение результатов выполнения детьми группы/класса определенного задания (в игровой форме); выявление по олимпийской системе 1-3 лучших детей с ярко выраженными задатками и наклонностями; фиксирование в соответствующих разделах личной карты диагностики и развития ребенка когда, какие и в ходе какого исследования обнаружены его лучшие задатки и наклонности. (Процессный подход)
5. Цели совместной с родителями, профессиональными специалистами и педагогами дополнительного образования работы по поиску, выявлению признаков одаренности у детей следует связывать с задачами обучения, воспитания, психологической и педагогической поддержки для раскрытия, развития и реализации их способностей. (Системный подход)
6. Педагоги и воспитатели, на основе анализа данных и динамики выявления результатов, зафиксированных в индивидуальной карте диагностики и развития ребенка, готовят предложения для родителей о возможности поэтапного развития обнаруженных задатков их ребенка. Траектория индивидуального развития, как программа развития успешности ребенка, может начинаться с дополнительных занятий у педагогов базового образовательного учреждения с последующим (шаг за шагом) профессиональным обучением у лучших специалистов и педагогов регионального и российского уровней. (Принятие решений на основе фактов и информации)
7. Предлагаются, на основании анализа результатов участия родителей, мониторинга данных, полученных в ходе диагностики детей данного образовательного учреждения, адекватные инструменты и методы оценки для создания системы внутреннего совершенствования эффективности деятельности педагогов, специалистов и руководства образовательного учреждения в работе с одаренными детьми. (Постоянное улучшение)
8. Новая формулировка старой аксиомы: «Портфолио творческих достижений одаренных детей формируется в «котле» инновационных технологий, требовательности и любви профессионально успешного Мастера к своему незаурядному ученику». Инициативный проект является экспериментальной площадкой по системному формированию будущего SMART-общества. Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов в России определено, что «миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечивающую условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшую самореализацию, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи». Системность, массовость и активная вовлеченность его основных участников, в том числе волонтерство педагогов – есть результат единения и осознанной поддержки основных задач проекта со стороны, пока медленно, но уже сознательно формирующегося, гражданского общества в социально-образовательной сфере личностного становления и творческого развития одаренных детей.(Ориентация на общество).
Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары
09.06.2013