На пирамиде качества жизни, составленной по аналогии с пирамидой потребностей А.Маслоу, главным показателем четвертого предзавершающего уровня является качество культуры народа. А его двумя основными слагаемыми являются сформированные качество образования и качество здравоохранения: параметры духовного долголетия народа и государства.

Также как и вы, мои партнеры, оставаясь принципиально деятельностным практиком, я глубоко уверен в правоте слов Кирхгоффа, что «НЕТ НИЧЕГО ПРАКТИЧНЕЕ ХОРОШЕЙ ТЕОРИИ». Но хорошая теория появляется и побеждает только тогда, когда любознательный и внимательный практик увидит незаметные легкие проблески и услышит пока еще неслышимое другими в привычном, казалось бы, ходе вещей, и первым познает качественные изменения нового времени.

Поэтому постарайтесь увидеть в статьях коллег педагогов признаки нового времени, параметры произошедших или происходящих изменений, чтобы, поняв и признав их, начать развиваться самим и помочь совершенствоваться коллегам.

Качественное образование во все времена и у всех народов являлось основным признаком самоуважения и уважения к другому человеку.

18. Почему проект успешно работает или как создать систему?

Статьи ученых-педагогов

      Для меня этот учебный год, в соответствие с принятыми планами, прошел, в основном в решении организационных вопросов мониторинга и продвижения проекта в городских и сельских муниципалитетах Чувашии. А также широкой презентации сути и результатов проекта для специалистов и заинтересованных лиц, как в России, так и за рубежом. Поэтому, в отличие от прошлого учебного года, уже практически не проводилось рабочих семинаров для участников второго и третьего года эксперимента (не было необходимости). Тем приятнее было получить отличные, документально подтвержденные, результаты работы за 2012/2013 учебный год. Наибольшее удовлетворение доставили обобщенные результаты по пяти ДОУ – участникам проекта из г. Новочебоксарска.

         Если вкратце, то по данным руководства этих детских садов относительное количество детей, у которых воспитатели и специалисты ДОУ совместно с родителями выявили индивидуальные задатки и наклонности, увеличилось в сравнении с итогами прошлого года с 20% до 52% (в 2,5 раза!). А в ДОУ № 45 количество таких детей составило 77%! В ДОУ №10 почти в пять раз возросло количество детей, участвующих в различных конкурсах муниципального, республиканского, всероссийского и даже международного уровней. Таким образом, практика убедительно подтверждает красивые теоретические выводы, что каждый интеллектуально здоровый (сохранный) ребенок потенциально талантлив.

         Каким образом и за счет чего были достигнуты такие реальные результаты? Отвечаем, что достичь высоких результатов оказалось не просто, а очень просто… Нужно выполнить всего одно условие – понять принципы образовательной технологии проекта и сформировать в своем образовательном учреждении систему, основанную на этих принципах. А вот об этом мы сейчас поговорим чуть поподробнее. Итак…


         Первое. Основополагающий принцип повторим еще раз: «Каждый интеллектуально сохранный ребенок – потенциально талантлив». Задача взрослого окружения и, в первую очередь, родителей выявить у ребенка его природные и мотивированные задатки. Чтобы помочь развить склонности одаренного ребенка в уникальные способности и, возможно, талант. И тут заложена главная компетенция взрослых – Любовь к ребенку. Любовь, как это определила для себя мать Тереза: «Надо любить – только и всего, …смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым». Любить настолько, чтобы видеть в каждом ребенке потенциального Леонардо или Микеланджело. Поэтому я бы еще в приемной комиссии педвуза, вместо всяких ЕГЭ и экзаменационных оценок, определял профпригодность быть педагогом именно по одному качеству-компетенции абитуриента – умении любить детей.


      Второе. Надо понимать и честно признать, что всех родителей можно условно разделить на три категории: настоящих, потенциальных и случайных. С первой категорией все хорошо и понятно, «их не надо просить ни о чем». Они сами все возможное и нужное сделают сознательно для своих детей, ибо прекрасно видят их задатки и наклонности, и понимают где и как их следует развивать. Но настоящих родителей, к сожалению, не более 15-20%, так говорит статистика… Поэтому основная работа воспитателей, педагогов и специалистов должна быть нацелена на работу с детьми «потенциальных» родителей. А эта категория родителей, действующая по принципу «как все», – самая основная, их более 60%. Они, конечно, любят своих детей, но очень сомневаются и даже почти не верят в то, что их ребенок может быть вдруг одаренным и талантливым. И вот смысл всей работы профессионального педагога следует заключить не просто в деятельности по выявлению уникальных задатков и наклонностей у детей таких родителей. Но в практической реализации миссии нашего проекта: «Мы хотим помочь родителям быть счастливее, потому что их дети здоровые и талантливые». Ну, и теперь о третьей категории родителей с условным названием «случайные». Их, как считают специалисты ДОУ и школ, не меньше, а может быть теперь даже и больше, чем «настоящих» родителей. Работа с этой категорией родителей будет для педагогов самой проблемной. Но результаты развития и победы этих детей, достигнутые вопреки, а не благодаря помощи родителей, одновременно будут и самой высокой оценкой профессионализма и любви педагогов к детям.


      Третье. Как говорят инженеры: «Чем проще схема, тем лучше она работает». Поэтому в нашем проекте основная суть и принципы системы основаны на здравом смысле. То есть, в ней нет никаких заумных «образовательных технологий», новых «педагогических методик», как будто «специально придуманных ИКТ» или иных «диссертационных задумок», а также «сложных схем» оформления результатов и «большого числа шаблонов» отчетности выполненной работы. Все должно быть понятно и удобно в пользовании воспитателю самого обычного сельского детского садика и родителю, не имеющему не только педагогического, но и даже любого профессионального образования.


     Четвертое. Поэтому самым главным делом взрослого (как воспитателя, так и родителя) в проявлении истинной Любви к ребенку является внимательное наблюдение за мотивированной деятельностью детей. Чтобы затем путем честного сравнения результатов выполнения детьми группы/класса определенного задания (лучше в игровой форме) выявить, по олимпийской системе, 1-3 лучших детей с ярко выраженными задатками и наклонностями к этой деятельности. И зафиксировать одним предложением в соответствующем разделе личной карты диагностики и развития ребенка когда, какие и в ходе какого исследования обнаружены у него эти сравнительно лучшие задатки и наклонности.


       Пятое и, наверное, самое главное. Необходимо создать вокруг и для каждого ребенка свою индивидуальную, но комплексную систему развития, включающую, конечно¸ родителей ребенка, а также педагогов дополнительного образования и профессиональных специалистов конкретной сферы деятельности. Талант педагога заключается не столько в том, чтобы быть профессионалом своего дела, а сколько в умении проявиться творческой мотивации у одаренного ребенка к одному или нескольким задаткам, и сформировать окружение необходимой помощи и достойной поддержки развития его способностей и таланта. Именно воспитатель или первый учитель должны стать для «потенциальных» и «случайных» родителей первыми вестниками того, что у их ребенка обнаружены «необычайно сильные задатки» в каком-либо из девяти исследуемых направлений деятельности. И что только при согласии родителей и их личной активной роли в развитии ребенок, их маленький Микеланджело, сможет максимально полно раскрыть свой талант.


      Шестое. Вроде бы как само собой разумеющееся, но исключительно важное. Потому, как именно от руководителя образовательного учреждения, от главного Педагога, от его силы Любви к детям зависит, будет в этом детском садике или школе создана своя тотальная система выявления и индивидуального развития каждого интеллектуально сохранного ребенка. Именно руководитель разъясняет цели и задачи проекта в разрезе деятельности каждого педагога и специалиста. Это у него формируется предварительные (группа/класс) и объединенные таблицы одаренных детей образовательного учреждения с результатами выявленных задатков. Он видит полную картину по всем детям учреждения, включая специальные отметки, в случае если, например, развитием способностей конкретного ребенка уже занимаются дополнительно. Таким образом, руководитель, как настоящий Лидер, может и будет своевременно принимать адекватные решения по каждому педагогу, ребенку, родителю или специалисту.


         Ну, и седьмое. Всякая работа в образовательном учреждении должна строиться вокруг и для ребенка. Не для усредненного, среднестатистического отчетного показателя, а для каждого конкретного малыша: Маши, Пети, Даши. А это значит, что центром нашего проекта является ребенок, в процесс развития которого, начиная с раннего дошкольного возраста, вовлечены творческие специалисты: внимательный Педагог, умный Родитель и лучший Мастер.  Системность, массовость и активная вовлеченность всех основных участников – есть результат единения и осознанной поддержки основных задач проекта со стороны пока медленно, но уже сознательного формирующегося гражданского общества, и совершенствования российской и региональной нормативно-правовой базы в образовательной сфере развития одаренных детей.


Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

08.06.2013

Просмотров: 2308639 | 9 июля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


смотреть фильмы онлайн бесплатно дневники вампира 4 сезон 4 серия

Опрос

 

Что мы еще постоянно читаем для себя?

художественную классическую литературу, российские и мировые бестселлеры
периодические печатные издания (газеты, журналы), чтобы быть в курсе новостей
исключительно легкие развлекательные издания (еда-мода) и рекламные вестники
научно-познавательные статьи, журналы и книги известных ученых и людей
практически ничего не читаю из печатных изданий - есть Интернет


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть