Вашему вниманию предлагается авторская модель философского принципа антиномии под названием модель «пирамиды-волчка». Много различных метафор и поговорок имеется у разных стран и народов. Вот некоторые из них: «две стороны одной медали», «у любой палки – два конца»; «белое и черное»; «жизнь и смерть»; «да и нет».

В менеджменте в основном известна модель У.Ф.Тейлора, являющая собой пирамидальную, иерархическую форму организационной структуры авторитарного управления. Модель уже широко используется как образовательная технология, позволяющая повысить эффективность обучения и восприятия как основных принципов философии, так и принципов качественного менеджмента. Модель является надежным инструментом для построения системы эффективного менеджмента конкурентоспособной компании.

Пирамида и волчок являются образами крайних полюсов на шкале описания типа и структуры одной из двух возможных форм, а значит и стратегии руководства деятельностью организации.

19. Служить, прислуживать или паразитировать – выбирай!

Модель пирамиды-волчка

«Долг – начало рабства, даже хуже рабства, потому что кредитор неумолимее рабовладельца: он владеет не только вашим телом, но и вашим достоинством и может, при случае, нанести ему тяжкие оскорбления» - Виктор Гюго, писатель

        В посте «Антиномия – это, когда единство и борьба противоположностей «в одном флаконе» я изложил свое отношение к философскому понятию антиномии в представлении любой системы как шкалы. Но, опять-таки, исходя из одного из основных законов диалектики «Закона перехода количественных изменений в качественные», следует признать и принять, что любые количественные изменения ведут к появлению нового качества. А это значит, что система – это не сколько противостояние «черного» и «белого», а сплошное серое поле с разными оттенками светлого и темного на его краях.

         Давайте рассмотрим шкалу антиномии целого: «ноль» ( 0 ) и «единица» ( 1 ). В левой конце шкалы находится точка ноль ( 0 ). Применим для каждой позиции визуальные образы, использованные при рассмотрении системы руководства организации. А именно, пирамида – образ точки ноль, и волчок для точки +1 (рис.1).  Пирамида и волчок – крайние точки на противоположных концах шкалы модели "научное управление Тейлора – эффективный менеджмент Toyota". Так же вспомним, например, как «черное» и «белое», «начало – конец», «смерть – жизнь», «ноль – единица», «нет – да».

 

 

Рис. 1.  Пирамида и волчок – две позиции на шкале

 

           Теперь рассмотрим систему зарядов, вспомнив, что если на шкале есть «+ 1», то должно быть и «– 1». Часто на занятиях и семинарах интересуюсь, мотивируя студентов и слушателей на образное мышление, какую фигуру в полную противоположность и пирамиде и волчку в точке «+ 1», можно представить на другом конце шкалы, в точке «– 1»? За семь лет услышал самые разные варианты и предположения: от шара и квадрата до очень схожих с авторской концепцией – волчка, но перевернутого и размещенного под полем ресурсов (под землей). Но все гораздо проще. У мертвой пирамиды есть две разновидности волчка (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Пирамида и две разновидности волчка на шкале зарядов

 

В чем их отличие? Они вращаются в разные стороны! Есть левовращающиеся волчки (– 1), действующие подобно штопору или буру, заворачивающемуся в землю. И есть правые (правильные) волчки (+ 1), результат их деятельности можно сравнить с откручиванием резьбовой пробки на пластиковой бутылке.

А если в качестве метафоры использовать образы человеческого поведения, то можно выделить три условных категории людей: статичные пирамидки и два типа волчков: волчки созидания и волчки поглощения (рис. 3). Волчки созидания (+ 1) высвобождают ресурсы из глубин земли, перерабатывают и отдают их в виде новых продуктов обществу, людям (образ фонтана, вулкана, гейзера). А волчки поглощения (- 1) забирают у общества, отнимают у людей их средства и энергию и засасывают все под себя, пряча под землю (образ омута и воронки). И если волчков, рожденных правовращающимися или «левых», очень немного, примерно по 1-2%, то рожденных пирамидками – большинство, 96-98%.

 
Рис. 3. Волчки созидания, люди-пирамидки и волчки разрушения

 

 

Для метафорического представления на занятиях со студентами Закона перехода количественных изменений в качественные я применяю слова-образы. Волчки созидания действуют в соответствие с принципом «служить» людям, отдавая всего себя. Волчки разрушения живут и действуют по принципу «паразитировать», отнимая у других, не давая им взамен ничего. Ну, а пирамидки – самая большая группа человечества – общество потребителей, приученное «прислуживать» барину: «За ваши деньги – любой каприз».

Линейно схематически вроде бы все понятно. Но социальная система – не прямая линия, ведь «жизнь прожить – не поле перейти». Поэтому, для более глубокого, так сказать философского, понимания предложенной модели, считаю, что в соответствие с принципами «От просто – к сложному» и «Шаг за шагом» следует посмотреть на систему человеческого поведения уже с точки зрения плоскости. Второй осью координат данной системы будет показатель групповых взаимоотношений, начиная от отдельного индивидуума через родовые общины и гражданское сообщество в формат социальной политики всего государства. Выделяя отдельные категории людей, групп и общества, следует признавать их взаимное влияние друг на друга, перерастающее из частного отношения и гражданской позиции в стратегию и тактику государства, и наоборот.

Рассмотрим данную систему с точки зрения отдельного индивидуума. И начнем с крайней левой позиции – паразитирования. Изучив еще в школе ботанику, зоологию и анатомию человека, мы узнали, что паразиты («нахлебники») – это такие организмы, которые питаются и существуют в/на теле хозяина, нанося ему вред. Как есть паразиты в биологии (грибы на деревьях, вши и солитеры), так конечно же они есть и в социуме. И как бы это жестоко не звучало, к самым простейшим представителям этого состояния человека можно отнести инвалидов 1 группы (различные виды неспособности самообслуживания), в первую очередь, с умственными и психическими отклонениями (от рождения, с детства, труда, бытовых происшествий или дорожных аварий и т.д. и т.п.). Когда родственники, дома призрения и хосписы или государственные дома для инвалидов заботятся о людях с прогнозируемым неблагоприятным исходом. Это неизбежно, хотя это и высокогуманно.

Гораздо опаснее люди, паразитирующие сознательно, которые в корыстных целях, противозаконными и преступными действиями (воры, бандиты, проститутки и др.) живут фактически за счет других людей, общества или государства, в целом. «Основной прирост числа корыстных преступлений происходил за счёт преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, удельный вес которых в общем числе преступлений составлял в 1998 г. 62,9 %, а в 1999 г. - 65,5 %. В 2000 годах данные показатели сохранялись примерно на прежнем уровне. В 2007 году доля указанных видов преступлений составила 66 %», http://ru.wikipedia.org/wiki/ Преступность_в_России. «За последние 10 лет в России за совершение экономических преступлений осуждено около 3 миллионов человек», http://advokatsuhovoleg.ru/publ/825/.

Теперь, что касается человека «прислуживающего». Необходимость решения основных физиологических потребностей (пить, есть, спать, одеваться и др.) заставляет каждого из нас думать о хлебе насущном. Но если раньше, в докапиталистический период России, члены рода работали вместе на один общинный результат, то сегодня, особенно в условиях общемировой глобализации, произошла тонкая специализация деятельности. В рыночных условиях оценка стоимости труда никак не связана с объемом продуктов, которые нужны человеку на день насущный. И люди, особенно в крупных городах, вынуждены подстраиваться под так называемый потребительский запрос. А «с волками жить – по-волчьи выть». Оказавшись в рассоле, любой свежий огурец станет минимум малосольным… И чтобы средств на жизнь хватало, человек идет продавать свой труд (работу, услуги, товары). Для большинства людей этой категории рыночный принцип, что «потребитель – Ваш король», впитывается со школьной скамьи. Вспомните новую российскую парадигму, которую министр Андрей Фурсенко (Селигер, 2007 г.) ввел в систему нашего образования: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

Нас россиян, с геном православия-коммунизма, теперь воспитывают в соответствие с идеологией протестантизма, которая формировалась в Германии в первой половине 16 века. А именно в условиях приспособления христианства к буржуазным общественным отношениям, шедшим на смену феодальному строю. Естественно, что содержание протестантской идеологии соответствовало капиталистическим отношениям и выступало как их идеологическое оправдание. Поэтому, что имеем сегодня мы в нашей новой капиталистической России? Правильно – новую идеологическую установку «Обогащайтесь!», которую Борис Ельцин дал нам взамен фактически библейских принципов строителя коммунизма. И вот каждый теперь старается заняться бизнесом и обогатиться. А как проще всего обогатиться? Конечно же, незаконным путем. Так для некоторых совершается целенаправленный и быстрый переход с правой (правильной) позиции в левую, в область криминального паразитирования.

И вот, наконец, третья группа людей, которые для себя выбрали позицию «служения». Служение ближнему – главная деятельность, в которой должен участвовать человек, но вместо этого люди растрачивают время впустую, переживая за личное прошлое или будущее. Но к служению, как принципу жизнедеятельности, может прийти лишь человек, достигший определенного уровня духовного развития, направленного на достижение общечеловеческих или мировых целей. Нет ничего превыше, чем служение человечеству. Все великие люди стали великими, только благодаря служению человечеству. Почему они стали великими? Потому что в каждом человеке, с которым они общались, они видели воплощение Бога. Они и относятся к каждому человеку, которому готовы служить, как к воплощению Бога. Именно их мы называем героями. Есть великий закон, который определяет: “Тем, кто все отдает, дается все”. 

      «Служение – это одно из проявлений жизни. Это потребность души, это такой же двигатель её эволюции, как и стремление к самосохранению или воспроизведению видов является проявлением животной души. Это очень важная мысль. Служение – это инстинкт души, если мы вправе применить столь неадекватное выражение, и потому представляет собой специфическую и неотъемлемую особенность душевного раскрытия. Это характерная особенность души, так же как желание есть характерная особенность низшей природы» -  «Эзотерическая психология - том II» [15-0125].

             Поднимемся на второй уровень, уровень общественных отношений. И опять выбираем движение слева направо, от паразитирования к служению. Самым понятным примером групп социальных паразитов, на мой взгляд, является «банда», или словами уголовного кодекса – ОПГ (общественно преступная группировка). Во главе такой банды («Черная кошка») стоит «вор в законе», который четко следит, чтобы члены его банды не работали для людей. А значит и средства для их существования всегда добываются преступным путем.

         Рыночная глобализация привнесла в нашу жизнь жуткую потребительскую зависимость от новых моделей товаров и услуг, навязываемых рекламой и внешним окружением. При этом оказывается, нет ничего проще, как получить вожделенное тут и сейчас. Надо только по-быстрому оформить кредит. И, несмотря на то, что кредитные долги – это самая большая доля всех уголовных дел в России, и то, что большинство работоспособного населения не уверены в стабильности своей работы даже на самое ближайшее время, объемы выданных кредитов и количество облапошенных заемщиков растут, как на дрожжах. Но если в этом деле есть проигравшие, то должна быть и выигравшая сторона. В выигрыше вся кредитно-банковская сфера со всеми ее различными формами и видами.

         Зададимся же вопросом: «А что они делают? Может быть, землю под урожай вскапывают? Какой продукт создают? Может быть, хлеб выпекают? Какую жизненно важную услугу нам оказывают? Может быть, продают нам этот хлеб?» Ответ ясен, как пень. Кредитные организации – суть ростовщики. А ростовщики – это самые настоящие паразиты, совершенно уверенно и безнаказанно грабящие всех нас. Википедия определяет: «Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост). В современном языке ростовщичеством называют дачу средств в долг под “чрезвычайно высокий” процент (по сравнению с обычной сложившейся практикой) или под залог вещей». Российский кредит можно охарактеризовать как ростовщический, так как он характеризуется слишком высокими ставками ссудного процента и почти всегда криминальными способами взыскания долгов с неплательщика. Поэтому правильнее было бы определить «Кредитный договор» – «Ростовщический договор», также как и договор займа с условием выплаты процентов – «Ростовщический договор займа». Сегодня более 70% всего взрослого населения России являются должниками банков и отдают последние деньги для погашения процентов по кредитным договорам. А последние, «сдавая в аренду» деньги и ничего не производя, как паразиты, высасывают последние соки из заемщика: «Не вернул кредита - считай рожа бита».

       Ярким примером кооператива потребительского «прислуживания» можно назвать любое ОАО, ООО или ЗАО. То есть такие общественные организации, основной целью которых является прибыль, получаемая от деятельности за оказанные услуги или произведенные продукты для отдельных людей, потребительский сегмент. Да, фактически, 90% всех компаний и организаций построены на одном – РАБоте деляг-обывателей за маленькие, в 3-4 раза меньше, чем на Западе, деньги и возможность кредита на навязанную рекламой жизнь в нашем потребительском обществе. Не вижу, что еще можно добавить к этому…

  Образцом же группового служения, для меня и моей семьи, является деятельность Благотворительного фонда «Подари жизнь» возглавляемого Чулпан Хаматовой, которая с 2006 года все свое свободное время и все средства, которые ей удается привлечь, использует на благое дело – здоровье детей. В том числе и тех, чьи родители волею судьбы не в состоянии финансово помочь в лечении своего ребенка. Есть десятки примеров таких фондов и НКО (некоммерческих организаций), как в нашей стране, так и в других странах мира, поставивших целью служения по мере своих сил: «Делай, что должно и будь, что будет».

         А теперь, то же самое, но в отношении государств. Примеры государств-паразитов сегодняшнего дня – Афганистан и Сомали. Для большинства разумных людей понятно, что жизнь афганских моджахедов, выращивающих опиумный мак и производящих героин для тотальной наркомании молодежи других стран, или наглая самоуверенность и безнаказанность сомалийских пиратов в водах Красного моря и Индийского океана – это результат целенаправленной государственной политики этих стран, не представляющих иного развития своим народам.

      Страны рыночной демократии, участники глобальной экономики, страны-члены ВТО – сколько других «красивых» определений можно еще использовать для обозначения стран, государственная политика которых направлена фактически на ускоренное использование ресурсов Земли, уничтожение природы и деградирование своего народа, навязывая ему с раннего детства принципы потребительства и прислуживания. Сколько таких стран? Да, практически все!

       К странам, чья государственная политика основана на принципах служения, можно, конечно же очень условно и с большой натяжкой, отнести Ватикан и Тибет. По данным Википедии основные подданные Ватикана – кардиналы, духовенство и члены швейцарской гвардии. Гражданами этой страны является чуть более 500 человек. Но гражданство в этой стране может быть получено только на основе служения Святому Престолу. При этом Ватикан поддерживает дипломатические отношения со 174 странами. Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов, а папа призывает к утверждению во всем мире «новой культуры солидарности и любви».

       Далай-лама XIII объявил о независимости Тибета от Китая. Здесь стоит говорить о небольшом периоде самостоятельности Тибета (с 1913 г. и до его включения в 1950 г. в состав КНР). Однако история тибетской культуры и буддизма, лежащего в основе государственной политики страны, насчитывает почти тысячу лет. Сегодня буддизм находит приверженцев во всем мире. Основа тибетского буддизма – философские и нравственные идеи индийского буддийского мыслителя и проповедника Атиши и строгая монашеская дисциплина. Тибетские монахи, составлявшие большинство населения страны в период собственной независимости были грамотными. Сегодня борьбу за независимость продолжает Далай-лама XIV, возглавляющий в Индии правительство Тибета в изгнании. Большое распространение в мире находит тибетская медицина, в основу терапии которой заложено использование природных средств растительного и животного происхождения.

Перечитывая книгу Екклесиаста (царя Соломона) понимаешь, что в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же пути, вечно по одному и тому же шаблону. Надо понять и признать, что основные факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, что они лежат вне пределов его сознательных желаний. В этой зависимости лежит причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью: «Все суета сует». И нет полного счастья на земле. Благой труд на добро, соединенный с чистой совестью перед Богом и людьми, здоровое наслаждение простыми земными радостями и общение с друзьями, делают нашу жизнь достаточно счастливой. В стремлении к счастью человек не должен переходить границ дозволенного в нравственности.

На деньги счастье не купишь. Недавнее психологическое исследование четко продемонстрировало обратную зависимость между богатством человека, построившего  свою жизнь вокруг материальных ценностей, и его счастьем. Физиологами Э. Динером и Д. Миерсом, явно показано, что «люди действительно более счастливы, если живут в достатке, нежели существуют в бедности. Но с момента достижения уровня материальной обеспеченности, когда индивидуум способен оплатить свои потребности в еде, защите и др. деньги значат совсем немного на его пути к счастью». Сегодня в мире возрастает число людей, начавших альтернативный стиль жизни движение, известное, как «Добровольная Простота». Следует помогать людям противостоять господствующей парадигме потребления, способствуя поиску более здоровых жизненных ценностей.

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

18 июля 2013 г.

Просмотров: 4052 | 18 июля 2013 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

В чем для Вас роль и польза философии?

я даже приблизительно не знаю, что может дать эта формальная теория
нет никакой вечной человеческой мудрости, кроме моей личной позиции
о чем-то в школе-вузе говорили и сдавали зачеты, но денег это точно не дает
уже приходилсь задумываться, что все материальное бренно и там не нужно
калитка перед дорогой, которой Вы вместе с мудрецами идете в храм Истины и Добра


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть