Вашему вниманию предлагается авторская модель философского принципа антиномии под названием модель «пирамиды-волчка». Много различных метафор и поговорок имеется у разных стран и народов. Вот некоторые из них: «две стороны одной медали», «у любой палки – два конца»; «белое и черное»; «жизнь и смерть»; «да и нет».

В менеджменте в основном известна модель У.Ф.Тейлора, являющая собой пирамидальную, иерархическую форму организационной структуры авторитарного управления. Модель уже широко используется как образовательная технология, позволяющая повысить эффективность обучения и восприятия как основных принципов философии, так и принципов качественного менеджмента. Модель является надежным инструментом для построения системы эффективного менеджмента конкурентоспособной компании.

Пирамида и волчок являются образами крайних полюсов на шкале описания типа и структуры одной из двух возможных форм, а значит и стратегии руководства деятельностью организации.

Служение и услуга: две крайности на шкале обслуживания

Модель пирамиды-волчка

Прежде чем почувствовать и понять разницу между этими, казалось бы, схожими понятиями, рассмотрим такое философское понятие как антиномия. Словарь русского языка для школьников (автор-составитель И.Н. Борисова, 1999) так коротко определяет это понятие: «Антиномия – противоречие между двумя взаимоисключающими положениями, каждое из которых доказано логическим путем».

В малом энциклопедическом словаре «Русская философия» (М., 1995) понятие «Антиномизм (антиномичность)» рассматривается как философская позиция, согласно которой основным признаком истины является антиномия, т.е. напряженное противоречие противоположных, рассудочно несовместимых положений. Истина должна быть также противоречива, ибо антитезис влечет тезис, а тезис влечет антитезис, совокупность же тезиса и антитезиса и есть антиномия.

Формула антиномичности – не «или то, или другое неистинно» и не «ни то, ни другое неистинно», а «и то, и другое истинно, но каждое – по своему», а их единство сверхрассудочно. Бессмысленно подходить к непостижимому с принципом «либо-либо», здесь возможен только принцип «и-и».

Русский философ С.Н. Булгаков в 1945 г. пишет о «критическом антиномизме», говоря, что антиномия человека выражается в том, что он «и личен и всечеловечен». И, в первую очередь, это касается русского человека, в душе которого совмещались «роевое начало» (по Л.Н. Толстому) и «личностное» («Иду на вы» Дмитрия Донского). В русском национальном характере, считает Н.А. Бердяев («Судьба России», 1918), совмещаются противоположности. И непрерывно переходят друг в друга. Бросаться из крайности в крайность –типично русская черта: от бунта к покорности, от пассивности к героизму, от созидания к разрушению, от расчетливости к расточительству и наоборот.

Подлинно, есть в русском духе устремленность к крайнему и предельному. Об антиномизме и максимализме русского характера, о взаимном превращении крайних противоположностей забывать нельзя. Тем более что наши недоброжелатели, акцентируя порой внимание на одной стороне дела, делают вид, что другой не существует. Искажение выдают за истину.

После философского разъяснения понятия «антиномия» подойдем к рассмотрению такого его частного примера как обслуживание (служба). И здесь очень важно образно представить данный принцип как шкалу с двумя противоположными полюсами (положительным и отрицательным) на ее концах: служение и услуга. Служение следует понимать как самое высокое, бескорыстное, личностное направление своей идеи и деятельности в пользу людей. В то время как услуга – коммерческая помощь или действие по оказанию бытовых удобств кому-либо.

Приведем примеры этих противоположных позиций. Яркими примерами положительного понятия «служение» являются такие его представители как русский князь Александр Невский (более 318000 ссылок в Интернете), математик, философ и богослов Павел Флоренский (34500 доступных файлов), лауреат Нобелевской премии мать Тереза, основавшая в Калькутте (Индия) Орден милосердия, да и многие-многие другие, кем по праву гордятся люди.

А понятию «услуга», которая располагается на другом конце шкалы, ярче всего соответствуют ростовщики, то есть те, кто дает деньги в долг за еще большие деньги. Вообще к ним можно отнести всех банкиров, кредиторов, хозяев ломбардов, всех кто суживает деньгами более чем на 12-18 % в год. Ссылка «банкиры мира» очень популярна в Интернете и содержит почти 5 млн. файлов! Другим схожим примером этой крайности являются те, кто живет так, как учат в своей книге «Богатый папа. Бедный папа» Роберт Кийосаки и Шарон Легтер (в Интернете на Google насчитывается 61500 ссылок на эту книгу). Основной смысл этой книги – научиться жить за счет других людей, паразитируя на их деятельности. Это главный принцип американской мечты, которая начинает активно протаскиваться в сознание россиян, замещая православие культом неправедно добытых денег.

Кстати, ростовщичество было запрещено христианством уже в средние века. Поэтому, наверное, в Европе, да и в России среди банкиров практически не было христиан, особенно, православных христиан. Все основные мировые религии, построенные на принципах духовного служения ближним, своими базовыми принципами противостоят хищническому стремлению к грабительской наживе за счет других.

Образной метафорой таких совершенно несходных и противоречивых позиций как служение и услуга может служить авторская модель антиномии «пирамиды-волчка». Изначально противоположные образы пирамиды и волчка были предложены в качестве наглядного пособия при изучении основных законов и принципов менеджмента. Потому что, говоря о выстраивании системы отношений в любой организации, ее руководитель должен понимать вектор пути и ярко представлять всю шкалу и диапазон разных возможностей, а значит поведения и действий, соответствующих разным точкам этой шкалы.

Образ устойчивой, но статичной пирамиды иерархических отношений, предложенный сто лет назад Уинстоном Тейлором, уже устоялся в сознании руководителей, изучавших и применявших на практике законы «научного управления». А вот образ «волчка», как альтернативу пирамиде, автору удалось предложить в качестве недостающей части модели антиномии отношений на шкале способов руководства компанией.

Почему волчок? Во-первых, фигура волчка является полной противоположностью (антиномична) пирамиде, так как она опирается не на основание, а на острие вершины (читай голову лидера компании). Во-вторых, это такая же известная и любимая с детства игрушка, как и пирамидка, но которую, чтобы раскрутить, надо затратить определенную энергию. И, в-третьих, волчок, это такая фигура, которая находится в вертикальном состоянии только в процессе движения (вращения).

Таким образом, в полном соответствии с философским понятием антиномии, шкалу «руководство организацией» можно представить крайними точками: неподвижной «мертвой» пирамидой, описывающей принципы административного управления, и «живым», закручивающим свое дело, волчком, наиболее подходящим образом для описания принципов эффективного менеджмента по типу производственной системы Тойоты. Кстати, в японской автокомпании руководство строится не сверху вниз, а именно снизу вверх.

У автора есть достаточное количество убедительных примеров и ссылок на мнения известных теоретиков и практиков построения систем качественного менеджмента, прямо и косвенно подтверждающих правильность предложенной модели. Тем не менее, в России большинство действующих руководителей даже не видят альтернативы иерархической пирамиде – привычному для себя способу руководства. Понять, почему в мышлении и в нашей деятельности преобладает образ «мертвой» пирамиды над образом «живого» волчка можно, если задаться вопросом: «Кого больше на Земле: живущих или умерших?» Или даже таким: «А кого больше среди как бы живущих людей?» И ответ придет сам собой – над нами довлеет бессознательный метафорический образ пирамиды, сформированный «мертвым» большинством.

Так как любая шкала градуирована, то каждая из фигур должна располагаться на определенном месте. И если пирамиду следует разместить в точке «ноль», то фигура «волчка» соответствует «единице», как чему-то целому. Но у мертвой пирамиды есть две разновидности «волчка». В чем их отличие? Они вращаются в разные стороны – против часовой стрелки (выкручивание винта), разместим такой волчок в точке «1», и по часовой стрелке (закручиваем бур). А вот этот волчок поместим на противоположный конец шкалы в точке «– 1».

Противоположная суть волчков, располагаемых в позициях «1» и «– 1», хорошо видна, если представить их образами соответствующей деятельности. Позиции «1» соответствуют волчки созидания, которые высвобождают ресурсы из тайн земли, перерабатывают в продукцию и отдают ее людям. Такие волчки можно еще сравнить с фонтаном, гейзером или вулканом. На другом конце шкалы в точке «– 1» находятся волчки разрушения, которые забирают у людей и общества их средства и энергию и засасывают все под себя. Образно их можно представить в виде воронки или черной дыры.

Простота и образность представленной модели «волчка-пирамиды» может претендовать на универсальность, поскольку с ее помощью можно легко и доступно объяснить не только различные принципы управления и менеджмента на шкале руководства организацией, но и практически описать большинство схем, подпадающих под понятие антиномичности. В частности и шкалу обслуживания с ее крайними позициями служения и платной услуги. А что же на этой шкале может соответствовать образу пирамидального большинства? По мнению автора, это прислуживание за средства для реализации основных физических потребностей.

Но помните как в «Горе от ума» словами Чацкого сказал Грибоедов: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». И модель «пирамиды-волчка» показывает, что выбор своей позиции есть у каждого.

Просмотров: 11601 | 4 января 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

В чем для Вас роль и польза философии?

я даже приблизительно не знаю, что может дать эта формальная теория
нет никакой вечной человеческой мудрости, кроме моей личной позиции
о чем-то в школе-вузе говорили и сдавали зачеты, но денег это точно не дает
уже приходилсь задумываться, что все материальное бренно и там не нужно
калитка перед дорогой, которой Вы вместе с мудрецами идете в храм Истины и Добра


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть