Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Алгоритм разработки и внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях

Качества новой школы

Часть 1. Исходные и основные параметры менеджмента качества в образовании

1.Эффективность любой организации в сегодняшних условиях глобальной экономики определяется знанием и выполнением единых законов рыночного обустройства общества. Таковыми законами и правилами в части большей конкурентоспособности организаций являются принципы TQM (всеобщего вовлечения персонала в качественный менеджмент).

2.Первыми эти правила освоили руководители японского менеджмента, в том числе на государственном уровне. А их Учителями (Гуру) стали Эд. Деминг и Дж. Джуран, инновационные знания которых в 50-х годах ХХ века в США оказались невостребованными. Америка, считавшая себя лидером мировой экономики, действовала по общему принципу: «От добра – добра не ищут».

3.До конца 90-х годов для экономики нашей страны, изолированной от всеобщей мировой системы, и действовавшей в жестких, и ограничивающих творчество руководителя, условиях единой плановой экономики, эти принципы были не востребованы. И лишь пришедшее, примерно через 10 лет после распада СССР, осознание, что новый капиталистический порядок это надолго, повернуло отношение руководителей компаний, в первую очередь, крупных к внедрению у себя в организациях систем менеджмента качества (СМК), в соответствие с принципами международных стандартов ISO серии 9000.

4.По данным статистики в России насчитывается порядка 150 тысяч организаций крупного и среднего бизнеса, принципиально способных выпускать конкурентоспособную продукцию. На первых порах, когда главным для быстрого выхода со своей продукцией на мировой рынок было требование иметь сертификат соответствия СМК, руководители компаний, и не только российских, были ориентированы исключительно на приобретение сертификата. И тут свою роль (трудно сказать, что исключительно положительную) играет региональная власть, административным образом подталкивающая руководителей заниматься сертификацией СМК компаний.

5.По последним данным Г.П. Воронина, президента Всероссийской организации качества (ВОК), из пяти тысяч российских организаций, имеющих сертификаты на СМК (3% от общего числа компаний), не более чем у 20% организаций реально создана действующая систему. Что является, по факту, главным негативным фактором низкой конкурентоспособности российских компаний в сложившихся условиях мирового кризиса.

6.А как восприняли для себя законы рынка и принципы качественного менеджмента руководители учреждений и системы образования? Главным, наверное, тут надо сказать, что единого отношения здесь не оказалось. Просто потому, что на уровне федеральных органов управления образованием нет понимания существования единой системы образования с учетом скорее не вертикально иерархического отношения к управлению образованием. А главное – принятия концепции процессного подхода из системы 8 базовых принципов качественного менеджмента, с его главным постулатом удовлетворения своего внутреннего и внешнего потребителя.

7.Что понимается под этим? А то, что формирование процесса образования должно строиться иначе, нежели как принято и требуется органами надзора в сфере образования. Сегодня единственно правильным для всех учреждений образования, и не только с точки зрения Рособрнадзора, но и иных участников и партнеров образовательного процесса, является строгое выполнение государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования (общеобразовательного, высшего или среднего профессионального). Проведенный анализ основных положений действующих стандартов с позиции принципов TQM и процессного подхода свидетельствует об отсутствии в основных разделах ГОСа системы измерения и оценки потребителями качества продукции, представленной внутренними и внешними потребителями.

8.Получается, что учебные заведения, занимающиеся подготовкой выпускников (ДОУ и общеобразовательных школ) и специалистов (в учреждениях НПО, СПО и ВПО), работают без внешней оценки качества своей деятельности и продукции конечным потребителем соответствующего уровня. Какой же выход видится в этой сложившейся ситуации? Принципиально только один – освоение и внедрение всеми образовательными учреждениями в обязательном порядке принципов TQM, с последующей разработкой собственной СМК.

9.Как у нас обстоит с этим делом сейчас? В эксперимент по изучению и внедрению в своих учреждениях законов рынка и принципов качественного менеджмента, начавшийся около 10 лет назад включились и лидеры республиканской системы образования. И уже попробовали на себе ее животворящее течение не только вузы и техникумы, но даже обычные школы и ПТУ. По данным Чувашского Центра стандартизации и метрологии, являющегося региональным организатором Всероссийского конкурса «Сто лучших товаров России», за все году участия в нем организаций и компаний Чувашии, лишь только 13 организаций представляют систему образования.

10.Чтобы понять масштабы предстоящих изменений приведем некоторый статистический материал, касаемый системы образования Чувашской Республики. В республике в 429 учреждениях ДОУ и 542 школах обучается 185804 учащихся, а в 17 учреждениях НПО, 32 учреждениях СПО и 22 вузах получают профессиональное образование 109413 студентов. Всего в 1042 учреждениях образования всех уровней обучается и работает более 300 тысяч человек – это самая большая отрасль экономики республики. Надо полагать, что аналогичное соотношение характеризует и всю систему образования России. А именно, количество ДОУ + школы составляет более 90%, тогда как учреждений профессионального образования всех уровней менее 10%. Каждый четвертый житель страны напрямую связан с системой образования.

11.Формально можно отметить, что положение дела с внедрением СМК гораздо лучше поставлено в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. И главная причина этого – административная роль государства, в лице Федерального агентства по надзору в сфере образования, определившего учитывать при проведении процедуры аттестации наличие и действенность СМК учреждений профессионального образования. Но почему формально? Да потому, (см. выше п.7) что как в колледжах-техникумах, так и в вузах фактически не освоен принцип «ориентации на потребителя», который должен лежать в основе формирования системы образовательного процесса подготовки кадров в условиях рыночной экономики.

12.Что же говорить про основное количество образовательных учреждений (95%) дошкольного, общеобразовательного и начального профобразования? Как показывает собственный многолетний опыт консультанта, большинство руководителей не просто далеки от всяческих реформ и инноваций, они вызывают у них стойкое чувство протеста и жуткую аллергию. Но принцип Парето выполняется и в этом противостоянии: всегда найдется около 20-30% руководителей, которых можно вовлечь в эту новую для них деятельность.

13.Безусловно, что для осуществления необходимых изменений в части внедрения принципов качественного менеджмента в основной массе учреждений школьного и дошкольного образования, нужны комплексные меры. Одним из возможных вариантов может быть создание в районах республики так называемых «базами кристаллизации» по широкому распространению систем менеджмента качества. Но кристаллизация может происходить только в насыщенном растворе – в среде с должным образом информированном педагогическом сообществе.

14.Достигнуто ли у нас такое состояние? Конечно, нет. В абсолютном большинстве школ, не говоря уже про ДОУ, отсутствует даже минимальная информированность об эффективности систем менеджмента качества. Конечно, некоторое количество «радиоволн» прошло через эту среду, но они еще не вызвали в ней колебаний, и тем более не организовали в ней необходимого резонанса. Образно говоря, центром кристаллизации в каждом ОУ является его руководитель. Поэтому очень важно, чтобы он был и неформальным лидером организации. Руководителем способным, осознавая рыночные законы нового времени, понять необходимость внутренних изменений. И готовым, начиная с себя самого, перевернуть в организации все с ног на голову, в соответствии с новыми принципами деятельности.

Просмотров: 7845 | 10 февраля 2009 | Комментарии: (0)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть