Говорить о качестве жизни значит говорить о качестве образования для каждого гражданина, для любого ребенка. По настоящему качественное образование - индивидуальный продукт, который формирует у конкретного обучающегося мотивацию и необходимые компетенции на творческую деятельность во всех аспектах его жизни. Чтобы высокопрофессиональная работа, семейные дела и личные увлечения давали результаты, которые вызывали бы у него чувство гордости и удовлетворения.

Качественное образование является нашим главным духовным богатством, но при умелом и творческом его использовании оно обеспечивает человека и достойным финансовым капиталом.

Качество жизни как отдельного человека, так и всего народа - по-крупному, результат государственного отношения к образованию. Государство - это мы, поэтому именно от нас и только от нас зависит каким будет качество образования (читай, качество жизни в стране).

Алгоритм разработки и внедрения системы менеджмента качества в образовательных учреждениях

Качества новой школы

Часть 3. Первое занятие с консультантом и постановка целей в области качества

1.Чтобы принять решение о начале работы, директору необходимо предварительно встретиться с будущим консультантом и определиться в согласовании общих целей и видений. Совпадают ли ваши миссии? Соответствуют ли личностные, коммуникационные и профессиональные компетентности консультанта базовым ценностям и задачам, которые вы ставите перед собой, командой по проведению изменений и всей организацией в данном проекте? В конкретном разговоре следует получить четкий ответ от консультанта, что будет конечным результатом вашей совместной работы, и по каким количественным критериям можно будет проследить динамику совершенствования качества деятельности организации после внедрения проводимых изменений. Конечно, следует заранее оговорить все основные вопросы по оплате услуг консультанта, в первую очередь, исходя из возможностей организации и, во-вторых, связав ее с величиной экономической эффективности (прибыли, выгоды), которую ожидается получить после внедрения и стабильного функционирования СМК (системы менеджмента качества).

2.Не менее важно и для консультанта знать четкие требования и желания заказчика. Одно дело предоставить стандартный план ускоренных «консалтинговых» услуг, завершающихся процедурой обязательной, но формальной сертификации в соответствующем «независимом» Центре по сертификации. Здесь все просто – фирма гарантирует через 6-9 месяцев выдачу официальной бумаги с названием «Сертификат соответствия», и только. Больше ничего. Потому, что этого времени консультанта хватит лишь на «адаптирование» стандартного комплекта томов обязательных документов для сертификации под название конкретной организации и отраслевую деятельность. Работа тупая, для всех малопонятная, в основном машинописная, не требующая активного участия руководства и, поэтому практически никаких изменений в менеджменте организации не проводящая. Иное дело – реальная реформа принципов менеджмента, тем более в образовании, в системе, которую принято считать самой консервативной. И это, в основном, действительно так.

3.Почему в России, да и не только в нашей стране, но практически во всех странах, внедряющих международные стандарты ISO 9000, руководители компаний (более 80%) идут по первому пути? А все просто! Компании получают конкретный результат – сертификат соответствия, являющийся допуском (зарубежным паспортом) для выхода продукции компании на международный рынок. Данные статистики убедительно показывают, почему на рынках всех стран преобладает продукция китайских производителей – количество сертификатов больше всех именно у Китая. А что же с качеством? Пока никаких особенных улучшений в качестве китайской продукции мы, как потребители, не заметили. Думали, что рынок все отрегулирует? Да нет, правило Парето действует и в этом случае. Качественной, а значит не дешевой (не китайской) продукции на рынке не более 20%. Большинство же потребителей ориентируется на доступность, а значит на цену. Вот на этом китайские производители и сыграли. И флаг ISO им в руки!

4.Вот и пришел час «Х». В назначенное время, в светлом уютном помещении за круглым столом собрались партнеры, возможно на предстоящие год-два, и даже, как Бог даст, может быть и на больший срок. С чего следует начать? Безусловно, с представления директором сначала гостя – консультанта по вопросам обучения и разработки собственной системы менеджмента качества. А потом рассказать, кто из сотрудников и почему вошел (на добровольных началах) в рабочую группу будущих изменений (Совет по качеству). Затем бы следовало открыто заявить о целях, которые ставит руководство организации в рамках предстоящей работы и сотрудничества с консультантом. Тут вправе задавать свои вопросы консультанту и сотрудники организации. Они могут высказать свое мнение и пожелания как относительно целеполагания, так и в части организационных моментов. Ведь именно им, в основном, и предстоит выполнять всю основную работу. Очень важно, чтобы эти изменения выполнялись ими добровольно, осознанно и креативно. А рабочие встречи проходили в удобное для большинства участников время и в условиях комфортных для общения и принятия решения.

5.И вот слово предоставлено консультанту. Очень важно, как и с чего он начнет свою вводную презентацию. Ведь удачное начало – половина успеха! Надо ясно понимать, что основным отношением педагогов ко всяческим мероприятиям, проводимым в последние 10 лет в образовании по указке свыше, стало жуткое раздражение и ярое неприятие. Хотя то, что выдавалось чиновниками за реформы, к реальным реформам школы, связанным с переходом страны в рыночные экономические условия, никакого отношения не имело. И надо объяснить педагогам, что для жизни в новых условиях, как и для успеха в новой карточной игре, в которую вы сели играть, нужно знать и выполнять правила этой новой игры, иначе никаких шансов на победу не будет. Новыми правилами для эффективной деятельности в условиях рынка являются принципы качественного менеджмента. Эти принципы универсальны, и верны для всех типов и видов организаций, как для промышленных предприятий, так и для системы образования.

6.История новых принципов менеджмента качества, в отличие от правил научной организации труда (НОТ) и «научного управления» У.Ф. Тейлора, основанных более 100 лет для автокомпании Генри Форда, началась в Японии в начале 50-х годов прошлого века. Триединая основа качества: «Качество имеет большое значение. Вопросами качества должны заниматься все в организации. Качеством необходимо управлять». Отношение к качеству, создаваемому для потребителя, во многом характеризует и культуру организации в целом. Если в организации этому вопросу уделяется большое внимание и вопросы обеспечения качества считаются первостепенными, то можно уверенно говорить, что перед нами организация со сформировавшейся культурой и хорошими перспективами на будущее.

7.Главным в рынке является его Величество Потребитель со своими запросами, желаниями и потребностями, за удовлетворение которых он готов платить свои кровные денежки. Поэтому самым важным для каждого Поставщика продуктов (товаров или услуг) считается Знание своего Потребителя во всех подробностях его потребностей, включая и самые незначимые, на первый взгляд, мелочи. В которых, как говорится в народной поговорке, и спрятана Суть дела («Черт скрыт в мелочах»). И вот здесь заложено первое, но не единственное, существенное противоречие, отличающее ментальность советских специалистов и даже детей, воспитанных советскими по природе педагогами, от народа из стран победившего нас капитализма. У большинства российско-советских граждан, особенно у врачей, педагогов, милиционеров, ну и, конечно, чиновников всех уровней, напрочь отсутствует понимание основ власти нового Царя – Потребителя. Ибо, в наше сознание в далекие уже годы Советской власти ввели, почти на генетическом уровне, иную диктатуру власти – партноменклатуры КПСС. Не потому ли такой бум в стране на членство в партиях власти?

8.Поэтому, как показывает многолетний опыт работы консультантом по внедрению СМК в системе образования, вопрос: «А кто является потребителем продукции (услуг) вашей организации?» всегда вызывает ступор у большинства опрашиваемых. Начинается перечисление широкого перечня общественных групп и социальных категорий, включая государство, армию, работодателей, учреждения профессионального образования (в основном вузы), родителей (не забывают бабушек с дедушками), завершая перечень самими учащимися. Часто при этом, аргументируя тем, мол, раз Государство оплачивает, то мы для него и готовим. А еще военкоматы требуют, чтобы наши учащиеся были здоровые и физически сильные, а это значит, что парней мы готовим для Армии. Конечная цель образования для учащихся – получение специальности или рабочей профессии, поэтому Работодатель тоже наш Потребитель. А раз почти все наши выпускники (98%) сразу после школы поступают в учреждения профессионального образования, то они наши основные Потребители. Вспоминают и семью, которая хочет, чтобы ребенок был здоров, сыт, не болтался на улице, а был бы под присмотром учителей. Что-то даже можно сказать и о своеобразных требованиях самих Учащихся, как непосредственных получателей образовательной услуги.

9.В этом длинном списке все оказалось перемешанным: и Заказчики, и Потребители, и Участники. Такая сегментация ничего не дает, потому как Поставщику образовательных услуг не понятно на чем следует сконцентрировать свою деятельность по удовлетворению такого Потребителя с лица неясным выражением. Что же можно предложить взамен, на чем следует сконцентрировать внимание Школы при определении своего Потребителя? Давайте просто вспомним красивые и высокие слова директора школы, которыми обычно начинается торжественная линейка 1 сентября в «День Знаний» или выпускной бал 25 июня. Провожая в новый неизведанный путь, мы говорим детям и выпускникам, что школа готовит (подготовила) их к взрослой жизни. А значит, единственным Потребителем школы является обычный, простой Взрослый человек.

10.То есть каждый выпускник, уже на другой день после получения аттестата, становится Взрослым, способным, по заданным нами самими меркам, самостоятельно жить в этом непростом мире. Потому как мы в Школе дали ему все необходимые Знания, Умения, Навыки и Компетенции, позволяющие Взрослому человеку, даже без получения профессионального образования, физически существовать, обслуживая себя на минимально достаточном уровне. Так? Мне кажется, так! Потому как у нас нет другого альтернативного, государственного или общественного Института школы по системной подготовке учащихся к взрослой жизни. Значит, нет ничего проще для педагогов школы, чем сначала выявить, а потом сформулировать перечень основных потребностей обычного взрослого человека, проживающего в данных социальных условиях в настоящее время. И на основании полученных результатов сформировать учебную программу освоения минимальных потребностей и подготовки учащихся к взрослой самостоятельной жизни. Вот в этом-то и заключается самая главная цель создания системы менеджмента качества по реформированию Школы с точки зрения новых для России рыночных условий.

Просмотров: 5411 | 10 февраля 2009 | Комментарии: (1)
mrALEX [ 22 января 2009 01:55 ]
Группа: Гости

Спасибо.Интересно.


Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.


Опрос

 

Какое будущее у российского образования?

все и сейчас отлично, а если ничего не менять, то будет еще лучше
пусть государство денег даст побольше - Школа знает как их потратить
без настоящей реформы качество образования будет продолжать падать
качество нашего образования - отражение государственной идеи и политики
у школы есть будущее, если в нее с удовольствием ходят и дети и родители


Наша кнопка



Яндекс цитирования
Волков Олег Гаврилович
Волков Олег Гаврилович
Биография

Волкова Ирина Иосифовна
Волкова Ирина Иосифовна
Биография

Закрыть